| Фортепианная играОтветы на вопросы о фортепианной игреПАМЯТЬ Практика, разумеется, весьма сильно облегчит этот процесс.
 Транспонирование с листа основывается на несколько
иных принципах. В данном случае вы должны мысленно перенестись в новую
тональность и затем следовать за ходом интервалов. Если вы находите, что
транспонирование — дело трудное, то можете утешить себя тем, что это трудно для
всякого и что транспонирование с листа, конечно, еще труднее, чем
транспонирование уже выученной пьесы. ПУБЛИЧНАЯ ИГРА Когда следует играть публично — 
Можно ли в период серьезных
занятий играть публично (друзьям или посторонним) или следует держаться
совершенно в стороне от внешнего мира? — 
Время от времени вы можете играть
публично пьесы, которыми овладели, но обязательно пройдите их впоследствии
вновь — трудные места медленно, — чтобы устранить какие-нибудь мелкие ошибки
или шероховатости, которые могли вкрасться. Публичная игра—не только хороший
стимул к дальнейшим успехам; она дает вам весьма точную оценку ваших
способностей и недостатков и тем самым указывает путь к совершенствованию.
Удаление от внешнего мира в период учения — отжившая, устаревшая идея,
порожденная, вероятно, стремлением обуздать тщеславие таких учащихся, которые
могли бы пренебречь своими занятиями в преждевременной погоне за
аплодисментами. Я советую играть публично, но не слишком часто, при
условии, что после каждого такого исполнения пьесы вы дважды, медленно и
тщательно, сыграете ее дома. Это сохранит пьесу в ее чистоте и даст вам ряд
других неожиданных преимуществ. Боязнь играть перед публикой — 
 Играя публично, я никогда не могу
проявить себя должным образом из-за своей нервозности. Как мне это преодолеть? — 
 Если вы абсолютно уверены, что
причиной всему ваша нервозность, то укрепляйте нервы при помощи соответствующих
упражнений на свежем воздухе и обратитесь за советом к вашему врачу. Но вполне
ли вы убеждены, что нервозность не есть просто другое название самолюбия или,
еще хуже, «нечистой совести» в смысле недостаточной технической уверенности? В последнем случае вы должны усовершенствовать свою
технику, а в первом — научиться изгонять всякую мысль о своем драгоценном «я»,
равно как и об отношении к вам слушателей, и сосредоточиться на работе, которую
вам предстоит выполнить. Этого вы вполне можете добиться при помощи силы воли и
упорного самовоспитания. Последствия частого исполнения одного и того же
произведения —   Я слышал артистов, исполнявших одно и то же
произведение из года в год и каждый раз так же выразительно, как и раньше. После
того как произведение сыграно сотни раз, оно едва ли может производить на
играющего такое же эмоциональное впечатление, как вначале. Может ли исполнитель
при помощи своего искусства и технических средств так окрасить извлекаемые им
звуки, чтобы пробудить и вызвать в своих слушателях эмоциональное состояние,
которого он сам в это время не испытывает? 
 |  |