Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПАМЯТЬ

Практика, разумеется, весьма сильно облегчит этот процесс.

Транспонирование с листа основывается на несколько иных принципах. В данном случае вы должны мысленно перенестись в новую тональность и затем следовать за ходом интервалов. Если вы находите, что транспонирование — дело трудное, то можете утешить себя тем, что это трудно для всякого и что транспонирование с листа, конечно, еще труднее, чем транспонирование уже выученной пьесы.

ПУБЛИЧНАЯ ИГРА

Когда следует играть публично

  Можно ли в период серьезных занятий играть публично (друзьям или посторонним) или следует держаться совершенно в стороне от внешнего мира?

  Время от времени вы можете играть публично пьесы, которыми овладели, но обязательно пройдите их впоследствии вновь — трудные места медленно, — чтобы устранить какие-нибудь мелкие ошибки или шероховатости, которые могли вкрасться. Публичная игра—не только хороший стимул к дальнейшим успехам; она дает вам весьма точную оценку ваших способностей и недостатков и тем самым указывает путь к совершенствованию. Удаление от внешнего мира в период учения — отжившая, устаревшая идея, порожденная, вероятно, стремлением обуздать тщеславие таких учащихся, которые могли бы пренебречь своими занятиями в преждевременной погоне за аплодисментами. Я советую играть публично, но не слишком часто, при условии, что после каждого такого исполнения пьесы вы дважды, медленно и тщательно, сыграете ее дома. Это сохранит пьесу в ее чистоте и даст вам ряд других неожиданных преимуществ.

Боязнь играть перед публикой

   Играя публично, я никогда не могу проявить себя должным образом из-за своей нервозности. Как мне это преодолеть?

   Если вы абсолютно уверены, что причиной всему ваша нервозность, то укрепляйте нервы при помощи соответствующих упражнений на свежем воздухе и обратитесь за советом к вашему врачу. Но вполне ли вы убеждены, что нервозность не есть просто другое название самолюбия или, еще хуже, «нечистой совести» в смысле недостаточной технической уверенности?

В последнем случае вы должны усовершенствовать свою технику, а в первом — научиться изгонять всякую мысль о своем драгоценном «я», равно как и об отношении к вам слушателей, и сосредоточиться на работе, которую вам предстоит выполнить. Этого вы вполне можете добиться при помощи силы воли и упорного самовоспитания.

Последствия частого исполнения одного и того же произведения

—   Я слышал артистов, исполнявших одно и то же произведение из года в год и каждый раз так же выразительно, как и раньше. После того как произведение сыграно сотни раз, оно едва ли может производить на играющего такое же эмоциональное впечатление, как вначале. Может ли исполнитель при помощи своего искусства и технических средств так окрасить извлекаемые им звуки, чтобы пробудить и вызвать в своих слушателях эмоциональное состояние, которого он сам в это время не испытывает?

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007