Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПАМЯТЬ

Скрипач или виолончелист, который может просто и хорошим звуком сыграть мелодию, считается неплохим любителем, так как ему удалось овладеть трудностью звукоизвлечения, натренировать свою правую руку. Пианист же, который так же хорошо может сыграть мелодию, еще только новичок. Когда он приступает к полифонии, когда возникает вопрос об умении разобраться в различных одновременно звучащих голосах, тут-то и начинается настоящая работа, не говоря уже о беглости.

Вот почему, быть может, на свете гораздо больше скрипачей, чем пианистов, если под теми и другими подразумевать лиц, действительно владеющих своим инструментом. Количество виолончелистов меньше, но причину этого следует искать в ограниченности виолончельной литературы, а также, быть может, в сравнительной громоздкости инструмента, не допускающего такого развития техники, как более удобная в обращении скрипка.

Если бы все начинающие обучаться на фортепиано сознавали, что за мучительные, обескураживающие, повергающие в отчаяние трудности ждут их впереди и стоят на пути к тому мастерству, которого достигают столь немногие, то было бы куда меньше учащихся на фортепиано и больше людей захотело бы учиться на скрипке или виолончели.

Об арфе и духовых инструментах нет нужды говорить, так как их следует рассматривать как оркестровые инструменты, а не как сольные.

Настоящая пианистическая рука

   Какую форму руки вы считаете наилучшей для игры на фортепиано? У меня очень широкая рука, с довольно длинными пальцами.

   Самая лучшая в пианистическом отношении рука — что не почитаемая красивой узкая рука с длинными пальцами. Почти все большие виртуозы обладают или обладали пропорциональными руками. Настоящая пианистическая рука должна быть широкой, чтобы дать каждому пальцу крепкую опору, а эта опора — пясть — достаточную площадь для развития мышц. Длина пальцев должна быть пропорциональна ширине руки, но я считаю, что именно ширина важнее всего.

Произведение должно подходить играющему

  Советуете ли вы пианистам с маленькими руками браться за трудные произведения Листа?

  Ни в коем случае! Если ваши руки слишком малы или растяжение между пальцами незначительно и вы беретесь за пьесу, с которой по этой или другой физической причине не можете вполне справиться, вы всегда серьезно рискуете переутомить руки. Этого во что бы то ни стало следует избегать.

Если вы не в состоянии сыграть пьесу без излишнего физического напряжения, оставьте ее; помните, что певцы выбирают свои романсы не потому, что они находятся в пределах их диапазона, а потому, что романсы эти удобны для их голоса. Поступайте таким же образом. Руководствуйтесь больше природными особенностями и характером вашей руки, чем ее беглостью при исполнении.

Лучшее физическое упражнение для пианиста

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007