Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПАМЯТЬ

Существует ли какое-нибудь оправдание для раскачивания корпуса, качания головой, усиленных движений руками и вообще всякой причудливой жестикуляции во время игры на фортепиано, так часто наблюдаемых не только у любителей, но и у концертных исполнителей?

   Все эти действия, которые вы описываете, если они бессознательны, свидетельствуют о недостатке надлежащего самоконтроля у исполнителя. Если же они, что бывает нередко, совершаются сознательно, то это значит, что пианист пытается перенести внимание слушателя с произведения на исполнителя; он, вероятно, чувствует себя не в состоянии удовлетворить слушателя своей игрой и поэтому прибегает к иллюстрации посредством более или менее преувеличенных жестов. Многое в этом деле вообще зависит от наличия или отсутствия хороших манер.

О ФОРТЕПИАНО КАК ТАКОВОМ

Является ли фортепиано самым трудным для овладения инструментом

   Считаете ли вы, что овладеть фортепиано трудное, чем всеми остальными инструментами, даже такими как скрипка? Если так, то почему?

 Овладеть фортепиано гораздо труднее, чем скрипкой, потому что фортепианное звукоизвлечение не имеет чисто технического характера, как органное. Туше пианиста непосредственно создает то разнообразие или, иначе говоря, ту окраску звука, какая требуется в данный момент, между тем как органист бессилен изменить окраску звука иначе, как включением другого регистра. Его пальцы этого изменения не производят и не могут произвести.

Что касается струнных инструментов, то трудности овладения ими лежат в совершенно иной плоскости, и это обстоятельство исключает возможность сравнения с фортепиано. Технически струнный инструмент, пожалуй, труднее, но, чтобы стать подлинным мастером игры на фортепиано, требуется более основательная подготовка, потому что пианист должен преподнести своим слушателям произведение как целое, в то время как исполнители на струнных инструментах большей частью находятся в зависимости от тех или иных сопровождающих инструментов.

Занятия на фортепиано для дирижера и композитора

—   Будучи корнетистом и желая стать дирижером и композитором, я хотел бы знать, необходимо ли дополнить занятиями на фортепиано мою широкую теоретическую и обычную общеобразовательную подготовку?

—   Это зависит от того, чем вы хотите дирижировать и что сочинять. Крайне сомнительно, чтобы вы, не владея никакими другими средствами музыкального выражения, кроме корнета, смогли написать симфонию или продирижировать ею. Но вы, возможно, сумеете дирижировать духовым оркестром. Если же ваши музыкальные намерения серьезны, обязательно возьмитесь за фортепиано.

Почему фортепиано так популярно

Почему на фортепиано играет большее число людей, чем на любом  другом инструменте?

— Потому, что начальное обучение на фортепиано легче, чем на всяком другом инструменте. Но тем труднее это обучение на более высоких его стадиях; фортепиано «берет свое», и даже с лихвой.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007