Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ПАМЯТЬ
Вы воображаете, что находитесь в
неприступной крепости, откуда, защищенный от атак, можете взирать на всех
композиторов (включая Бетховена) с покровительственной, снисходительной
улыбкой. Однако вы сильно заблуждаетесь. Жизнь слишком многообразна в своих
проявлениях, чтобы позволить какому-нибудь одному мастеру, как бы он ни был
велик, исчерпывающе выразить ее в своем искусстве.
Если предпочтение, оказываемое вами Бетховену,
основано на ваших симпатиях и если по этой причине его музыка удовлетворяет вас
больше, чем музыка любого другого композитора, то вас можно поздравить с
хорошим вкусом. Но это не дает вам права оспаривать, например, глубину Баха,
художественное очарование Шопена, чудеса моцартовского искусства и
многочисленные и разнообразные достоинства современных нам композиторов. Тот,
кто находит, что вся полнота жизни выражена каким-нибудь одним композитором,
может быть, по меньшей мере, обвинен в односторонности, не говоря уже о том,
что понимание одного мастера не может быть по-настоящему глубоким у того, кто
не приемлет всех остальных. Одно из главных качеств истинного знатока —
универсальность вкуса.
Разумный план занятий фортепианной игрой для
собственного удовольствия
—
Мне пятьдесят шесть лет, мы с
мужем живем одни в горах, в шестидесяти пяти милях от железной дороги; я уже
тридцать пять лет не брала уроков музыки. Думаете ли вы, что упражнения Пишны
серьезно помогут мне восстановить былую сноровку в игре? Если нет, то что бы вы
мне посоветовали предпринять?
—
Воздержитесь от всякой сугубо
технической работы. Поскольку ваша любовь к музыке достаточно сильна, чтобы
побудить вас возобновить игру на фортепиано, вы должны получать от нее возможно
больше наслаждения и работать технически только над теми пьесами, которые
играете, то есть над теми местами, какие представляют для вас трудность.
Сначала подберите наиболее удобную аппликатуру и работайте специально над
трудными местами в медленном темпе, пока не почувствуете, что можете отважиться
сыграть их с надлежащей скоростью.
Научитесь сначала хорошо играть простые вещи
— Какие пьесы посоветовали бы вы мне выучить
на память после прелюдии Рахманинова до-диез минор и ля-бемоль-мажорной баллады
Шопена? Эти пьесы не особенно нравятся большинству слушателей, но я их очень
люблю.
— Если такое произведение, как
ля-бемоль-мажорная баллада Шопена, как вы говорите, «не особенно нравится
большинству», то вина не в произведении, ее следует искать в исполнении. Почему
бы вам не взять несколько пьес меньшей сложности и сыграть их так
хорошо, чтобы они понравились большинству? Попробуйте выучить ноктюрн Шопена
ор. 27№2, романс Шумана ор. 28 №2, его «Грезы» или некоторые из более южных
«Песен без слов» Мендельсона.
Как приступить к концертной деятельности
— Мне двадцать четыре года, я четыре года усердно
занималась в консерватории и некоторое время в колледже. Моя техника достаточна
для соль-минорной рапсодии Брамса и сонат Мак-Доуэлла. У меня хорошее здоровье,
и я полна решимости не останавливаться на достигнутом. Найдется ли для женщины
с такой подготовкой место на концертной эстраде — хотя бы только в качестве
аккомпаниатора?
|
|