Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПАМЯТЬ

Вы воображаете, что находитесь в неприступной крепости, откуда, защищенный от атак, можете взирать на всех композиторов (включая Бетховена) с покровительственной, снисходительной улыбкой. Однако вы сильно заблуждаетесь. Жизнь слишком многообразна в своих проявлениях, чтобы позволить какому-нибудь одному мастеру, как бы он ни был велик, исчерпывающе выразить ее в своем искусстве.

Если предпочтение, оказываемое вами Бетховену, основано на ваших симпатиях и если по этой причине его музыка удовлетворяет вас больше, чем музыка любого другого композитора, то вас можно поздравить с хорошим вкусом. Но это не дает вам права оспаривать, например, глубину Баха, художественное очарование Шопена, чудеса моцартовского искусства и многочисленные и разнообразные достоинства современных нам композиторов. Тот, кто находит, что вся полнота жизни выражена каким-нибудь одним композитором, может быть, по меньшей мере, обвинен в односторонности, не говоря уже о том, что понимание одного мастера не может быть по-настоящему глубоким у того, кто не приемлет всех остальных. Одно из главных качеств истинного знатока — универсальность вкуса.

Разумный план занятий фортепианной игрой для собственного удовольствия

  Мне пятьдесят шесть лет, мы с мужем живем одни в горах, в шестидесяти пяти милях от железной дороги; я уже тридцать пять лет не брала уроков музыки. Думаете ли вы, что упражнения Пишны серьезно помогут мне восстановить былую сноровку в игре? Если нет, то что бы вы мне посоветовали предпринять?

  Воздержитесь от всякой сугубо технической работы. Поскольку ваша любовь к музыке достаточно сильна, чтобы побудить вас возобновить игру на фортепиано, вы должны получать от нее возможно больше наслаждения и работать технически только над теми пьесами, которые играете, то есть над теми местами, какие представляют для вас трудность. Сначала подберите наиболее удобную аппликатуру и работайте специально над трудными местами в медленном темпе, пока не почувствуете, что можете отважиться сыграть их с надлежащей скоростью.

Научитесь сначала хорошо играть простые вещи

—          Какие пьесы посоветовали бы вы мне выучить на память после прелюдии Рахманинова до-диез минор и ля-бемоль-мажорной баллады Шопена? Эти пьесы не особенно нравятся большинству слушателей, но я их очень люблю.

—          Если такое произведение, как ля-бемоль-мажорная баллада Шопена, как вы говорите, «не особенно нравится большинству», то вина не в произведении, ее следует искать в исполнении. Почему бы вам не взять несколько пьес меньшей сложности и сыграть их так хорошо, чтобы они понравились большинству? Попробуйте выучить ноктюрн Шопена ор. 27№2, романс Шумана ор. 28 №2, его «Грезы» или некоторые из более южных «Песен без слов» Мендельсона.

 

Как приступить к концертной деятельности

— Мне двадцать четыре года, я четыре года усердно занималась в консерватории и некоторое время в колледже. Моя техника достаточна для соль-минорной рапсодии Брамса и сонат Мак-Доуэлла. У меня хорошее здоровье, и я полна решимости не останавливаться на достигнутом. Найдется ли для женщины с такой подготовкой место на концертной эстраде — хотя бы только в качестве аккомпаниатора?

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007