| Фортепианная играОтветы на вопросы о фортепианной игреПАМЯТЬДолжен ли я упорно исполнять
классические произведения, если предпочитаю играть танцевальную музыку?
 — 
Если вы хотите, чтобы в
повседневной жизни вас считали человеком, принадлежащим к хорошему обществу,
нужно быть разборчивым в отношении круга людей, с которыми вы общаетесь. Так же
обстоит дело и в музыкальной жизни. Если вы вращаетесь в кругу благородных
идей, составляющих содержание хорошей — или, как вы ее называете, классической
— музыки, вас отнесут к более высокому «музыкальному сословию». Помните, что
нельзя побывать на мельнице и не запылиться. Разумеется, не все танцевальные пьесы плохи; однако в
своей массе они настолько убоги, если не вульгарны, что едва ли могут
называться «произведениями». Обычно это просто образчики дурного вкуса. Я
предостерегаю вас от них в ваших собственных интересах, и если вы хотите
избежать опасности смешения хорошего и дурного в этой области, то лучше вовсе
воздержаться от такой музыки. А уж если дело идет о танцевальной музыке, то
неужели вы никогда не слышали о вальсах и мазурках Шопена? Чем вреден регтайм — Считаете ли вы, что исполнение современных пьес типа
регтайма действительно вредно для учащегося? — Да, конечно, если только это не делается ради
забавы; хотя даже такое настроение может быть выражено с большим вкусом.
Контакт с вульгарностью не может не принести вреза, какую бы форму вульгарность
ни принимала, — касается ли это литературы, личности или музыкального
произведения.   Зачем разделять музыкальную трапезу с теми, кому в
силу воспитания или обстоятельств недоступно что-нибудь лучшее? Вульгарное
побуждение, породившее регтайм, не может вызвать в ответ благородного порыва,
так же как «бульварные романы» не способны пробудить благородные инстинкты. Наблюдая, как подметают улицу, рискуешь запылиться. Но
помните, что пыль в уме и в душе удаляется не так легко, как пыль на одежде. КОЕ-ЧТО ОБ ЭТИКЕ Какой должна быть цель занятий —  
Как узнать, достаточно ли у меня
таланта, чтобы после многих лет работы над его развитием я мог рассчитывать на
вознаграждение? —  
Наслаждение и интерес, которые
доставляет самый процесс работы, — в этом должно состоять вознаграждение
человека. Не думайте так много о конечной цели своей работы. Не форсируйте ее
только ради того, чтобы стать великим артистом. Предоставьте провидению и
будущему определить ваше место в музыке. Занимайтесь серьезно и с интересом,
ища наслаждения в труде, а не в том, чего достигнете посредством его. СТРОЙ ФОРТЕПИАНО И РОДСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ Международный строй — |  |