Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ПАМЯТЬ
— В музыке эмоция может быть передана только теми
средствами и способами выражения, которые свойственны музыке, то есть динамическими
изменениями, колебаниями темпа, различными туше и тому подобными приемами. Если
произведение исполняется публично много раз подряд — чего артисты по
возможности избегают, — то выражение принимает постепенно определенную форму,
которая может быть сохранена. Хотя со временем эта форма утрачивает дыхание
жизни, она еще способна создать иллюзию таковой подобно тому, как (прибегая к
сильному сравнению) мертвый может показаться только спящим.
В этом сравнении, однако, артист обладает одним
большим преимуществом. Так как при очень частом исполнении произведения
невозможно избежать каких-либо ошибок, путаницы, незначительных изменений, то в
целях их устранения и очистки произведения исполнитель должен время от времени
возвращаться к медленному проигрыванию, почти совершенно воздерживаясь при этом
от какой-либо выразительности. Придание же при следующем публичном исполнении
надлежащих темпа и выразительности в значительной мере способствует
восстановлению свежести произведения в сознании исполнителя.
Пианист, который не в состоянии выразить то, что он
чувствует
— Я очень люблю музыку, и мой учитель всегда
доволен моими занятиями, но когда я играю своим друзьям, то никогда не имею
успеха. Они делают мне комплименты, но я чувствую, что они равнодушны к моей
игре; даже мама говорит, что я играю «механично». Как мне это исправить?
—Весьма возможно, что вашим друзьям и вашей матери
недоступна та музыка высокого класса, которую вы исполняем о. если же дело не в
этом, то от ваших огорчений нельзя исцелиться в одно мгновение. Если бы
недостаток выразительности в вашей игре происходил от недостатка чувства в вас
самих, ваш недуг был бы неизлечимым. Если же вы играете «механически» потому,
что не знаете, как выразить в игре свои чувства, — а я подозреваю, что это
именно так, — то вы поддаетесь излечению, хотя тут нет лекарств, которые бы
действовали немедленно.
Советую вам установить тесный контакт с хорошими
музыкантами и любителями хорошей музыки. Внимательно присматриваясь и
прислушиваясь, вы сможете изучить их способы выражения, подражая им на первый
порах, пока у вас не выработается привычка «говорить свое», когда играешь.
Думается все же, что в вас должна произойти внутренняя душевная перемена
прежде, чем сможет осуществиться какая-либо перемена внешняя.
Искусство игры с чувством
—
В чем главное отличие артиста от
любителя в музыкальных проявлениях чувства?
—
Артист выражает свои чувства с
должным почтением к канонам искусства. Прежде всего он играет правильно, но эта
неизменная правильность не создает впечатления, будто его исполнению недостает
чувства. Не стесняя и не подавляя своей индивидуальности, он уважает намерения
композитора, точно выполняя каждое его замечание или указание относительно
скорости, силы, туше, смен, контрастов и т. д. Он честно передает написанное
композитором. Его личность или индивидуальность проявляется исключительно в
том, как он понимает произведение, и в том, как он выполняет предписания
композитора.
Аффектированные движения за роялем
—
|
|