Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПАМЯТЬ

—   В музыке эмоция может быть передана только теми средствами и способами выражения, которые свойственны музыке, то есть динамическими изменениями, колебаниями темпа, различными туше и тому подобными приемами. Если произведение исполняется публично много раз подряд — чего артисты по возможности избегают, — то выражение принимает постепенно определенную форму, которая может быть сохранена. Хотя со временем эта форма утрачивает дыхание жизни, она еще способна создать иллюзию таковой подобно тому, как (прибегая к сильному сравнению) мертвый может показаться только спящим.

В этом сравнении, однако, артист обладает одним большим преимуществом. Так как при очень частом исполнении произведения невозможно избежать каких-либо ошибок, путаницы, незначительных изменений, то в целях их устранения и очистки произведения исполнитель должен время от времени возвращаться к медленному проигрыванию, почти совершенно воздерживаясь при этом от какой-либо выразительности. Придание же при следующем публичном исполнении надлежащих темпа и выразительности в значительной мере способствует восстановлению свежести произведения в сознании исполнителя.

Пианист, который не в состоянии выразить то, что он чувствует

—        Я очень люблю музыку, и мой учитель всегда доволен моими занятиями, но когда я играю своим друзьям, то никогда не имею успеха. Они делают мне комплименты, но я чувствую, что они равнодушны к моей игре; даже мама говорит, что я играю «механично». Как мне это исправить?

—Весьма возможно, что вашим друзьям и вашей матери недоступна та музыка высокого класса, которую вы исполняем о. если же дело не в этом, то от ваших огорчений нельзя исцелиться в одно мгновение. Если бы недостаток выразительности в вашей игре происходил от недостатка чувства в вас самих, ваш недуг был бы неизлечимым. Если же вы играете «механически» потому, что не знаете, как выразить в игре свои чувства, — а я подозреваю, что это именно так, — то вы поддаетесь излечению, хотя тут нет лекарств, которые бы действовали немедленно.

Советую вам установить тесный контакт с хорошими музыкантами и любителями хорошей музыки. Внимательно присматриваясь и прислушиваясь, вы сможете изучить их способы выражения, подражая им на первый порах, пока у вас не выработается привычка «говорить свое», когда играешь. Думается все же, что в вас должна произойти внутренняя душевная перемена прежде, чем сможет осуществиться какая-либо перемена внешняя.

Искусство игры с чувством

  В чем главное отличие артиста от любителя в музыкальных проявлениях чувства?

  Артист выражает свои чувства с должным почтением к канонам искусства. Прежде всего он играет правильно, но эта неизменная правильность не создает впечатления, будто его исполнению недостает чувства. Не стесняя и не подавляя своей индивидуальности, он уважает намерения композитора, точно выполняя каждое его замечание или указание относительно скорости, силы, туше, смен, контрастов и т. д. Он честно передает написанное композитором. Его личность или индивидуальность проявляется исключительно в том, как он понимает произведение, и в том, как он выполняет предписания композитора.

Аффектированные движения за роялем

  

Наши друзья
киноафиш
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007