Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПАМЯТЬ

   Как научиться играть аккомпанемент с листa?

   Развивайте свое умение читать с листа, много играя аккомпанементы, и старайтесь во время исполнения своей партии читать и внутренне слышать также партию солиста.

 

Искусство аккомпанировать солисту

  Как аккомпанировать солисту, склонному играть rubato?

  Так как вы не можете заключить с солистом договор, который имел бы обязательную в художественном отношении силу, то вам остается «идти за солистом». Но не понимайте этого выражения буквально; лучше старайтесь все время предугадывать намерения вашего солиста, ибо это и составляет самую суть искусства аккомпанемента. Чтобы быть в этом смысле хорошим аккомпаниатором, нужно иметь то, что на музыкальном жаргоне называется хорошим «чутьем», то есть уметь музыкально чувствовать, куда идет солист. Но такое чутье — это свойство природное. Его можно развить, то есть сделать более тонким, но ему нельзя научиться. В данном случае опыт может сделать многое, но не все.

Обучение искусству аккомпанемента

— Желая стать аккомпаниатором, я собираюсь продолжить свое образование в Берлине. На какой заработок я могу рассчитывать и каковы лучшие «курсы», на которые следовало бы пойти?

— Опытный и очень искусный аккомпаниатор может зарабатывать, вероятно, долларов пятьдесят в неделю, если объединится с певцом, скрипачом или виолончелистом, имеющим громкое имя. Однако обычно от аккомпаниаторов требуется умение играть сольные номера.

Специальных школ для аккомпаниаторов не существует, хотя имеются, возможно, какие-то специальные курсы, где можно приобрести такой опыт. По приезде в Берлин вы убедитесь, что там легко найти то, что вы, по-видимому, ищете.

ТРАНСПОНИРОВАНИЕ

Проблема транспонирования с листа

— Каков наиболее быстрый и надежный способ транспонирования одной тональности в другую? Я затрудняюсь, например, аккомпанировать пению, если пьеса в ля мажоре, а певец хочет петь ее в фа мажоре.

— Вопрос транспонирования связан с умением слушать глазами. Этим я хочу сказать, что над пьесой нужно работать до тех пор, пока вы не научитесь представлять себе напечатанные ноты как звуки в их соотношениях друг с другом, не привязанными к данной конкретной тональности. Затем перенесите мысленно звуковую картину в другую тональность совершенно так же, как если бы вы переселялись со всем своим имуществом с одного этажа на другой и вам нужно было бы расставить вещи на новом месте так же, как они стояли на старом.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007