Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ПАМЯТЬ
—
Как научиться играть аккомпанемент
с листa?
—
Развивайте свое умение читать с
листа, много играя аккомпанементы, и старайтесь во время исполнения своей
партии читать и внутренне слышать также партию солиста.
Искусство аккомпанировать солисту
—
Как аккомпанировать солисту,
склонному играть rubato?
—
Так как вы не можете заключить с
солистом договор, который имел бы обязательную в художественном отношении силу,
то вам остается «идти за солистом». Но не понимайте этого выражения буквально;
лучше старайтесь все время предугадывать намерения вашего солиста, ибо это и
составляет самую суть искусства аккомпанемента. Чтобы быть в этом смысле
хорошим аккомпаниатором, нужно иметь то, что на музыкальном жаргоне называется
хорошим «чутьем», то есть уметь музыкально чувствовать, куда идет солист. Но такое
чутье — это свойство природное. Его можно развить, то есть сделать более
тонким, но ему нельзя научиться. В данном случае опыт может сделать многое, но
не все.
Обучение искусству аккомпанемента
— Желая стать аккомпаниатором, я собираюсь продолжить
свое образование в Берлине. На какой заработок я могу рассчитывать и каковы
лучшие «курсы», на которые следовало бы пойти?
— Опытный и очень искусный аккомпаниатор может зарабатывать,
вероятно, долларов пятьдесят в неделю, если объединится с певцом, скрипачом или
виолончелистом, имеющим громкое имя. Однако обычно от аккомпаниаторов требуется
умение играть сольные номера.
Специальных школ для аккомпаниаторов не существует,
хотя имеются, возможно, какие-то специальные курсы, где можно приобрести такой
опыт. По приезде в Берлин вы убедитесь, что там легко найти то, что вы, по-видимому,
ищете.
ТРАНСПОНИРОВАНИЕ
Проблема транспонирования с листа
— Каков наиболее быстрый и надежный способ транспонирования
одной тональности в другую? Я затрудняюсь, например, аккомпанировать пению, если пьеса в ля мажоре, а певец хочет
петь ее в фа мажоре.
— Вопрос транспонирования связан с умением слушать
глазами. Этим я хочу сказать, что над пьесой нужно работать до тех пор, пока вы
не научитесь представлять себе напечатанные ноты как звуки в их соотношениях
друг с другом, не привязанными к данной конкретной тональности. Затем
перенесите мысленно звуковую картину в другую тональность совершенно так же,
как если бы вы переселялись со всем своим имуществом с одного этажа на другой и
вам нужно было бы расставить вещи на новом месте так же, как они стояли на
старом.
|