Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПАМЯТЬ

   Что понимается под «строем» в отношении звучания фортепиано? Говорят, что одно фортепиано настроено ниже другого. Может ли в самом деле ми на одном фортепиано звучать, как фа на другом?

   Да, может, если инструменты не будут настроены одинаково. Только недавно установлен международный строй, принятый везде, за исключением Англии. В международном строе ля в промежутке между второй и третьей линейками в скрипичном ключе совершает 435 колебаний в секунду.

«Международный» фортепианный строй

  Какой фортепианный строй лучше — «концертный» или «международный»?

  Безусловно, «международный», потому что он позволит сочетать ваше фортепиано с любым другим инструментом, независимо от его происхождения. Кроме того, международный строй был установлен в Париже еще в 1859 году правительственной комиссией, включавшей таких людей, как Обер, Галеви, Берлиоз, Мейербер, Россини, Амбруаз Тома, и многих физиков и армейских генералов. Из этого вы легко можете заключить, что при определении высоты ноты ля во втором промежутке нотоносца в скрипичном ключе (435 колебаний в секунду) были должным образом учтены требования музыки всех родов — вокальной, инструментальной, струнной, духовой (медной и деревянной).

Хорошо темперированный фортепианный строй

— Действительно ли на фортепиано существует разница в три восьмых тона между ля-диезом и си-бемолем?

— На фортепиано такой разницы нет. Но с акустической точки зрения она существует. Однако мне бы не хотелось терять время на разъяснение этого вопроса, поскольку равномерно темперированный строй принят повсюду и любое произведение со времен Баха и до наших дней задумано и написано в нем.

«Окраска» различных тональностей

  Может ли одна тональность быть более (или менее) богатой или мелодичной, чем другая? Не является ли такое представление ошибочным?

  Действие тональности на наш слух зависит не от знаков при ключе (как думал, кажется, даже Бетховен), а от соотношения звуковых колебаний. Поэтому безразлично, играем ли мы пьесу на высоко настроенном фортепиано в до мажоре или на низко настроенном в ре-бемоль мажоре. Для достижения той или иной окраски одни тональности предпочитаются другим, но боюсь, что это предпочтение основывается не на их акустических свойствах, а, скорее, на удобстве для руки или голоса. Мы применяем слово «окраска» для тона так же, как живописец слово «тон» для окраски, но я с трудом могу себе представить, чтобы кто-нибудь трактовал до мажор как черный или фа мажор — как зеленый цвет.

ВОЗРАСТ УЧАЩЕГОСЯ

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007