Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПАМЯТЬ

   Быстрота действия, движения, даже быстрота решения не достигается одной лишь тренировкой; эта способность должна быть отчасти врожденной. Я полагаю, что в вашей фортепианной игре проявляется ваша общая медлительность. Против этого существует лишь одно средство. В развитии беглости вы полагались на своих учителей, а вам следовало бы полагаться на свою собственную силу воли. Старайтесь желать этого и желать часто; вы увидите, что развитие этой способности пойдет в ногу с усилиями вашей воли.

«Вундеркинды» среди пианистов

—              Мой пятилетний ребенок проявляет признаки большого музыкального таланта. Он обладает тонким, безошибочным слухом и играет довольно хорошо для своих лет. Может ли это оправдать мою надежду, что из него выйдет незаурядный музыкант? Говорят, что из так называемых «вундеркиндов» ничего в дальнейшем не получается.

—   История не подтверждает того, что из «вундеркиндов» в дальнейшем ничего не получается. Если некоторые вызывали разочарование, то это либо потому, что они поражали лишь ранним развитием чисто исполнительских способностей вместо того, чтобы пленять своим талантом, либо оттого, что их погубили недобросовестные родители или антрепренеры, смешавшие потенциальные возможности с их осуществлением. Но за исключением этих немногих, все великие музыканты были «вундеркиндами» и стали впоследствии композиторами, пианистами, скрипачами, виолончелистами и т. д. Биографии наших великих мастеров прошлых столетий, так же как и более близких времен (Мендельсон, Вагнер, Шопен, Шуман, Лист, Рубинштейн и все остальные), подтверждают эти мои слова.

Если ваш ребенок обнаруживает больше, чем простую скороспелость, — если, например, он не только играет в свои пять лет то, что другие играют в десять, но проявляет высокие музыкальные качества, — у вас есть достаточные основания надеяться на его прекрасное музыкальное будущее.

Значение посещения концертов

  Следует ли мне посещать симфонические концерты или отдать предпочтение солистам?

  Непременно посещайте симфонические и камерные концерты! Они познакомят вас с теми произведениями, которые, в конечном счете, наиболее важны для учащегося. Кроме того, там обычно можно услышать более правильную интерпретацию, чем у солистов. Последние, за немногими светлыми исключениями, переоценивают свои полномочия и допускают такие неподобающие вольности, что во многих случаях вы слышите больше Смита, Джонса или Леви, чем Бетховена, Шумана или Шопена.

Индивидуальность солиста — несомненно, большое достоинство, но только если она остается в границах должного уважения к создателю данного произведения. Если вы не имеете возможности послушать солиста, способного растворить свою индивидуальность в мыслях, настроениях и стиле исполняемого им композитора, — а это дано лишь крупнейшим художникам, — то куда лучше предпочесть «индивидуальным» интерпретациям солиста «коллективные» интерпретации оркестра или струнного квартета. Синтетическая природа оркестра препятствует экстравагантности и, как правило, обеспечивает верную интерпретацию. Самый плохой дирижер, какого только можно себе представить, не способен принести столько вреда произведению, сколько посредственный солист, ибо оркестр — это большой организм, и его поэтому не так легко сдвинуть с праведного музыкального пути, как сольный голос или инструмент.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007