М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Едем в Кению. Как рисовать волну, или О небесных конях. Оёщееудовая тревога

Но в силах ли человек исправить уже нанесенный природе урон?

Тема эта обсуждается членами экспедиции. Не оставлен без внимания и удивительный эксперимент Джой Адам-сон — возможность создания в неволе резерва диких животных.

Эксперимент не праздный. Оставляет надежду на сохранение исчезающих видов...

Отважная женщина, серьезный исследователь.

А знаете, в муниципалитете Момбасы я видел чудесные акварели, есть они и в Национальном музее Найроби...

Более шести лет проведено ею среди африканских племен, в самых отдаленных уголках страны.

Биография человека всегда отражает возможности его ума и сердца. В семнадцать лет Адамсон получает госу­дарственный диплом пианистки. Работает в графике, изу­чает специфику чеканки по металлу, оканчивает курсы кройки и шитья, получив за этот подвиг диплом имени Гремиум, берет уроки пения, состязается в стрельбе, занимается стенографией, работает с археологической

экспедицией, посещает лекции по истории искусства, ри­сует с натуры. Моим стремлением было как можно правдивее отразить объект, но мне не хотелось, чтобы зарисовка напоминала цветную фотографию... Я считаю, что произведение искусства должно отражать точку зрения художника на предмет — таково творческое кредо художницы.

И все же известность ее во всем мире связана с именем Эльсы — львицы двух миров... Под мерное урчание мотора накаляются страсти.

И о чем говорит это перечисление? Лишь о раз­бросанности интеллекта!

Ну нет, это эмоциональность талантливой натуры, увлекающейся самыми несхожими вопросами.

Что вы, товарищи! Речь идет не о занятиях в жизни, а о горении!

Никто, как она, не смог так понять душу животных. Здесь сущность эксперимента...

Но тут выяснение точек зрения прекращается само со­бой, ибо автобус грузно разворачивается на площадке перед воротами Национального парка. Дальнейший путь пре­гражден шлагбаумом. За ним низкие железные ворота с вычеканенной парой носорогов, по штуке на каждой створ­ке. Нос к носу, вернее, рог к рогу состыковавшись мордами, преграждают они въезд. Знай мы тогда, что они окажутся единственными увиденными в Африке носорогами, мы, пожалуй, отнеслись бы к ним с большим вниманием.

Большинство кенийских парков — неогороженные, но охраняемые законом территории, где флора и фауна со­храняются в первозданном виде. В них запрещены поселе­ния, любая хозяйственная деятельность и охота. Парк Симба (или Шимба) с разветвленной сетью грунтовых дорог, по которым в сопровождении проводников возят посетителей, создан в 1970 году и находится всего в шестидесяти километрах от Момбасы.

Вскоре створки ворот размыкаются, и носороги про­пускают автобус на территорию парка.

Узкая грунтовая дорожка с аккуратными сточными канавками по обочинам едва вмещает громоздкий наш транспорт. Недавние ливни размыли почву, в глубоких промоинах вдавлены многочисленные следы копыт. Справа и слева простираются великолепные лужайки. Подобно ковылю, колышутся сочные травы, кустятся группками, оставляя островки земли, поэтому дали кажутся подкра­шенными рыже-багровым цветом. Перепархивают птицы, трепещут крупные золотисто-коричневые бабочки, опуска­ясь на белые чашечки похожих на эдельвейсы цветов. Среди лужаек — островки рощ, наверное, так выглядели кущи Эдема. Лабиринт полян испещрен указателями: Слоны, Обезьяны, Буйволы — будто животными дано обязательство придерживаться именно этих удобных для лицезрения мест.