М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Едем в Кению. Как рисовать волну, или О небесных конях. Оёщееудовая тревога

Апрель — май в Кении — сезон проливных дождей, однако в небе ни облачка. Нелегко дается нам путь вверх по склону. Но вот уже позади залитая асфальтом гавань, бредем к проходным воротам, сжимая в руках пропуска на выход. За низкой каменной будкой — пост. Черные суровые лица, автоматы поперек груди. На потной ладони протягиваю пропуска. Перетянутый кожаными ремнями молодой охранник делает шаг навстречу и, не взглянув на квадратики бумаги, громко произносит:

— Джамбо карибуни!

Еще один страж порядка сурово кивает головой:

— Джамбо карибуни!

Что означает это дважды повторенное на африканской земле заклинание? Размышлять некогда, пользуясь паузой, проскакиваем за ворота. Там, на круглом пятачке утоптан­ной площади, разворачивается пропыленный автобус. Неплохо бы сократить путь, но трудно избрать маршрут, не зная остановок. Идем пешком пыльной грунтовой до­рожкой с тусклой травой по обочинам, мимо уличной заку­сочной под кроной баобаба с раскаленной жаровней, длин­ными столами и ящиками вместо лавок, с аккуратным жестяным рукомойником на виду.

Откуда-то бьет ключик темной воды, ручейком пробе­гает под ногами, возле массивных корней уходит в землю, больше не показываясь нигде. Почти пустой автобус не отбывает по назначению, а со скрежетом и лязгом отскаки­вает от баобаба, стремясь скорее покинуть стоянку под этим ни на что не похожим растением: даже сами афри­канцы считают, что оно обязано своим происхождением козням дьявола. Некогда, решив подшутить над людьми, выдернул он из земли дерево и воткнул его обратно вверх ногами, так что бывшие корни стали ветвями!

Истерзанные солнцем, приближаемся к городу. Декора­тивные слоновьи бивни венчают начало центральной улицы.

— Э-эй! Иди сюда, папа-мама!

Приглашение это, повторяемое на разные лады, с раз­личными интонациями, сопровождает нас во время шест­вия по улицам Момбасы. Тянут за руки, улыбаясь, загляды­вают в лицо, щелкают зажигалками, замками кожаных кофров, ударяют розовыми ладонями по барабанам, и натянутые шкуры издают низкий, долго висящий в воздухе звук.

— Папа-мама!

В руку мне ложится тяжелая фигурка носорога. Энер­гичный поворот корпуса, отставлена перед броском нога, нацелен острый рог. Статуэтка жива, полна экспрессии,

не повернется язык назвать ее ширпотреб, хотя стаи, полчища, стада всех размеров носорогов теснятся на прилавках... Не одно поколение резчиков наблюдало за животными, пока родились эти фигурки с пленительной искусственностью форм.

— Э-э! Береш? — На лице продавца улыбка, не лишен­ная дружелюбия и расположения, но и отражающая раз­мышление, сколько с нас взять.

Как непохожа бурная торговля на улицах Момбасы на неторопливое действо на базарах Анцерананы и Нуси-Бе, с подремывающими под черными шляпками зонтов продавцами или неспешный обмен сейшельскими новостя­ми на рыбном рынке Виктории.

Вся Момбаса — базар. Черная лава голов и тел в свер­кающей мозаике разноцветных драпировок.

Кенийские статуэтки отличны от традиционной резьбы остальных стран Африки, где доминирует деревянная маска. Основной сюжет у кенийцев — фигурки людей и животных.