М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Едем в Кению.
Как рисовать волну,
или О небесных конях.
Оёщееудовая тревога
Значительное число
резчиков живет в самой Момбасе, многие объединились в кооперативы, оптом
продающие товар крупным магазинам или уличным торговцам: за один день
квалифицированный резчик может создать десяток фигурок. Большинство специализируется на небольшом
количестве сюжетов, работает в реалистической манере. На материал для поделок
идет дерево местной породы, носящее имя мухого и мпинго, выдаваемое за
эбеновое.
Искусство подобной резьбы
считается сравнительно новым, массовым, возникшим в основном как коммерческое,
в расчете на туристов. В кенийской печати неоднократно высказывались опасения,
что мастера-резчики могут превратиться в обыкновенных ремесленников.
й все-таки искусство или
ремесло? Издавна в разных уголках планеты переносил человек на деревянные
изделия свои представления о мире, удивляя поэтическим видением, способностью
вдохнуть в этот материал душу. Обратимся к Руси: как умело, используя
естественную форму дерева — развилины, кривизну, народные мастера прочитывали
в них очертания живых существ, как искусно завершали скаты кровель головами
диковинных птиц (отчего и сами крюки назывались курицами!), как, выгнув дугою
шеи, смотрели с крыш кони, один непохожий на другого...
В деревянных предметах,
служивших в повседневном быту, жили мифические растения, невиданные звери и
птицы. Обострение интереса к реальной действительности причудливо сочеталось с
пристрастием к декоративности, мастера-умельцы соединяли сказку и правду,
действительность и фантазию: диковинные прялки, ковшики-птицы, резные доски со
львами и русалками, сирены в прихотливом обрамлении орнамента украшали быт.
Как и наши предки на Руси,
за далью океанов островитяне населяли мир странными существами, богами и духами
вкупе с обожествленными силами природы — водой и землей, дождем и ветром,
звездами, солнцем, луной... В шитье и литье, резьбе по дереву, кости и камню, в
гончарных изделиях жил необыкновенный, созданный людьми мир. Руки создателей
этих творений не были руками художников-профессионалов, но сотворенное ими
прошло через века. Удивительно и по сей день, как деревенский неграмотный
ваятель мог обладать тонким чувством цвета, формы и рисунка, не всегда
доступным и художнику-профессионалу.
...Львы, бегемоты, жирафы и носороги вырезаны уверенной,
не знающей колебания рукой. Придавая статуэткам реальное сходство с натурой,
резчик не копирует природу: ведь стремиться к похожести, подражанию или уловить
суть, находясь в поле притяжения искусства,— вещи неоднозначные. В поделках,
предлагаемых на улицах Момбасы, на первый взгляд кажутся донельзя стилизованными
резные головки с вытянутыми вперед губами, выпяченными скулами, удлиненными
затылками. Но стоит оглянуться вокруг — вот они, эти характерные черты, рядом,
в толпе, в живых людских типах.
Африканцы видят и понимают
пластику по-своему, и в этом притягательная сила их вещей. Невольно вспоминается
любопытный случай, описанный путешественником-европейцем.
Долгий путь экспедиции
пролегал в глуши, через небольшое затерянное в саванне африканское селение.
Там, у старика-резчика, куплены были искусно вырезанные из черного дерева
фигурки, изображающие гневно трубящих, бунтующих слонов. Европейцы с
удовольствием рассматривали приобретение, но один из них обратился к старому
мастеру:
— Слоны твои очень хороши.
Однако зачем ты поднял у них бивни? Ведь бивни не могут двигаться!
Спустя некоторое время
путнику вновь довелось посетить эти места и вновь встретить старика. Резчик
внял совету: фигурки слонов полностью соответствовали правдоподобию. Теперь
бивни были на месте, но искусство исчезло,— пишет путешественник.
|