М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Едем в Кению. Как рисовать волну, или О небесных конях. Оёщееудовая тревога

Значительное число резчиков живет в самой Момбасе, многие объединились в кооперативы, оптом продающие товар крупным магазинам или уличным торговцам: за один день квалифицированный резчик может создать десяток фигурок. Большинство специализируется на неболь­шом количестве сюжетов, работает в реалистической ма­нере. На материал для поделок идет дерево местной по­роды, носящее имя мухого и мпинго, выдаваемое за эбеновое.

Искусство подобной резьбы считается сравнительно новым, массовым, возникшим в основном как коммерче­ское, в расчете на туристов. В кенийской печати неодно­кратно высказывались опасения, что мастера-резчики могут превратиться в обыкновенных ремесленников.

й все-таки искусство или ремесло? Издавна в разных уголках планеты переносил человек на деревянные изделия свои представления о мире, удивляя поэтическим виде­нием, способностью вдохнуть в этот материал душу. Обра­тимся к Руси: как умело, используя естественную форму дерева — развилины, кривизну, народные мастера прочи­тывали в них очертания живых существ, как искусно завершали скаты кровель головами диковинных птиц (отчего и сами крюки назывались курицами!), как, выгнув дугою шеи, смотрели с крыш кони, один непохо­жий на другого...

В деревянных предметах, служивших в повседневном быту, жили мифические растения, невиданные звери и птицы. Обострение интереса к реальной действительности причудливо сочеталось с пристрастием к декоративности, мастера-умельцы соединяли сказку и правду, действитель­ность и фантазию: диковинные прялки, ковшики-птицы, резные доски со львами и русалками, сирены в прихотли­вом обрамлении орнамента украшали быт.

Как и наши предки на Руси, за далью океанов острови­тяне населяли мир странными существами, богами и духа­ми вкупе с обожествленными силами природы — водой и землей, дождем и ветром, звездами, солнцем, луной... В шитье и литье, резьбе по дереву, кости и камню, в гон­чарных изделиях жил необыкновенный, созданный людьми мир. Руки создателей этих творений не были руками художников-профессионалов, но сотворенное ими прошло через века. Удивительно и по сей день, как деревенский неграмотный ваятель мог обладать тонким чувством цвета, формы и рисунка, не всегда доступным и художнику-профессионалу.

...Львы, бегемоты, жирафы и носороги вырезаны уве­ренной, не знающей колебания рукой. Придавая статуэт­кам реальное сходство с натурой, резчик не копирует природу: ведь стремиться к похожести, подражанию или уловить суть, находясь в поле притяжения искусства,— вещи неоднозначные. В поделках, предлагаемых на улицах Момбасы, на первый взгляд кажутся донельзя стилизован­ными резные головки с вытянутыми вперед губами, выпя­ченными скулами, удлиненными затылками. Но стоит оглянуться вокруг — вот они, эти характерные черты, рядом, в толпе, в живых людских типах.

Африканцы видят и понимают пластику по-своему, и в этом притягательная сила их вещей. Невольно вспоми­нается любопытный случай, описанный путешественни­ком-европейцем.

Долгий путь экспедиции пролегал в глуши, через небольшое затерянное в саванне африканское селение. Там, у старика-резчика, куплены были искусно вырезан­ные из черного дерева фигурки, изображающие гневно трубящих, бунтующих слонов. Европейцы с удовольствием рассматривали приобретение, но один из них обратился к старому мастеру:

— Слоны твои очень хороши. Однако зачем ты поднял у них бивни? Ведь бивни не могут двигаться!

Спустя некоторое время путнику вновь довелось посе­тить эти места и вновь встретить старика. Резчик внял совету: фигурки слонов полностью соответствовали правдо­подобию. Теперь бивни были на месте, но искусство исчезло,— пишет путешественник.