М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Едем в Кению. Как рисовать волну, или О небесных конях. Оёщееудовая тревога

Итак, договоренность достигнута на следующих нача­лах: поездка состоится в минимальном удалении от города, в парк, носящий звучное имя Симба. Поскольку на суахили это означает лев, все немедленно связывают название парка с наличием в нем львов.

Симба! Великий охотник саванны! Когда-то красавцы хищники еще водились в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Аравии. Ныне они истреблены. В Иране и Месопотамии насчитывают всего несколько экземпляров, в Индии — до трехсот особей. Сегодня родиной львов принято считать Африку к югу от Сахары, за границей тропических лесов.

Наша поездка на сафари начинает принимать конкрет­ные очертания. Нас не будут увозить в островерхие отели, путешествие будет недолгим и, следовательно, недорогим. Вопрос невыезда иностранцев с острова решен просто:

согласно запрету ступать на земли Кении вне пределов Момбасы до истечения положенного срока мы на них и не ступим, ибо курчатовцы от начала и до конца путешествия будут находиться в автобусе. Правда, в данной ситуации фирма не гарантирует встреч с животными — что увиди­те, то увидите. Последнее несколько охлаждает общий пыл, но вновь таинственное звучание слова симба исклю­чает колебания, тень сомнения испаряется, как капля воды на расплавленном асфальте. Услужливое воображение рисует львиные прайды, величаво шествующие по саванне, отягощенных царственными гривами самцов, играющих возле дремлющих самок львят.

Товарищи! Отправляемся немедленно!

Но я не взял фотоаппарат!

А как насчет обеда, если мы не вернемся сегодня на корабль?

Какая мелочь — обед. По Брэгу, так голодать просто полезно. Фотоаппараты? Что может быть благодарней зрительной памяти? Робкие сомнения тонут в однозначном энтузиазме. Едем безотлагательно! Сейчас! Во дворе, на капоте зебры, в кружевной тени старой мимозы, казна­чеи собирают деньги. В доро­гу! На сафари!

И вот уже нас ведут к во­ротам. Вместо удобных ма­леньких машин медленно подруливает махина автобус, поблескивая свежевымыты­ми, также расписанными под зебру боками. Осна­щенный звонками, автомати­ческими дверями и кондицио­нером, с наглухо закрытыми, затемненными стеклами, ав­тобус прочен и надежен, как сейф. Вместе с нами погру­жаются в его недра флегма­тичный круглолицый афри­канец — гид и стайка деву­шек. Широко улыбаясь, ог­лядывает гид столь неожиданно свалившихся (выражение как снег на голову несколько неуместно в Африке) блицтуристов.

Задержка за водителем, но, прежде чем отправить курчатовцев в путь, судьба заготавливает нам действитель­но экзотическое зрелище.

На площадке перед агентством появляется группа туристов под предводительством широкоплечего парня. Голубоглазый тяжеловес давно небрит. Над спутанной белокурой бородой дымит трубка, в ухе болтается кольцо серьги. Голову венчает помятая, с обвисшими полями и встрепанным пером егерская шляпа, распахнут на груди неизвестной эпохи замшевый камзол, рваной бахромой отделаны кожаные брюки. К африканской сумке из шкуры леопарда приторочен новейшей марки фотоаппарат, из ножен торчит рукоять ножа, пригодного для схватки с целым прайдом.

На месте туристического агентства я бы запретил ему выходить из машины и даже выглядывать наружу. И у хищников есть нервы, зверь есть национальное достояние, и его нужно беречь.