
М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Едем в Кению.
Как рисовать волну,
или О небесных конях.
Оёщееудовая тревога
Современная кенийская
архитектура не имеет специфических национальных черт, новые здания Момбасы
возводятся по проектам английских и итальянских архитекторов. Раздвигая тупым
носом встречный транспорт, ползет автобус по левой стороне улицы, зеркальные
стекла отражают сразу обе ее стороны. В старой части города ворота и стены
изукрашены арабскими резными орнаментами, низкие строения оживляет стрела
мечети и сияющий белизной индийский храм наподобие храма Гора Абу в Раджастхане
с цветными венчающими вход панелями: Кришна с двумя белыми коровами, колесница,
влекомая оленем, бог Луны, восседающий на цветке лотоса...
Справа проплывает древняя
фаллическая башня. Фаллические минареты мусульманских мечетей не встречаются
больше нигде в мире (кроме Индонезии). Есть предположения, что подобная форма
навеяна традиционными культами кенийских народов.
Пожалуйста, расскажите
историю памятника,— просьба обращена к гиду.
Историю памятника? Она
неизвестна. Собственно говоря, есть много теорий его происхождения,—
переведен ответ.
Деликатные курчатовцы не
рискуют просить об уточнении хотя бы одной из многих теорий, и мы катим дальше.
Вскоре автобус упирается в полноводный синий залив, где готовится к отправке
огромный паром, регулярно совершающий рейсы с людьми и транспортом.
Сплошным потоком течет к
парому толпа. Счастливые, не знающие портных женщины задрапированы в яркие
ткани, складками ниспадающие к ногам. В красочную толпу диссонансом врываются
мрачные пятна — отдельные группы похожи на стаи темных птиц, закутаны головы и
лица, лишь сверкают белки глаз, за спинами крыльями развеваются черные
покрывала.
Кажется, переправе нет
конца. Медленно течет иссиня-голубая вода, и, хотя ширится расстояние от
берега, противоположная сторона все так же далека, так же высока серая
исполинская башня цементного завода с надписью Баобаб по вертикали. Украдкой
делаем наброски, стараясь сохранить в памяти облик попутчиков. Худышка девочка
с выпирающими из выреза блузы остренькими лопатками склонилась над железными
поручнями, расширенными зрачками всматривается в воду. На тонкой шейке будто
выточенная головка с множеством мелких, туго притянутых к коже косичек.
Лица широкогубые, с
выпирающими скулами и характерным глубоким вырезом ноздрей, жесткие шевелюры —
головы курчавые и гладкие, как бильярдный шар, лица смешливые, сосредоточенные,
непроницаемые, открытые...
Какое неисчерпаемое
содержание ухитряется вложить природа в человеческое лицо с его бесконечной
сменой выражений... Прическа или украшения, расцветка одежд или расположение
складок — для посвященных рассказ о человеке, принадлежности его к
определенному племени, положении в обществе. Увы, для нас это книга за семью
печатями, и время не позволит научиться ее читать.
Тяжело съехав с парома,
автобус устремляется по хорошо утрамбованной красной дороге с асфальтовым покрытием
лишь на подъемах. В облаках пыли проносятся навстречу грузовики, с помощью
тента переоборудованные для перевозки пассажиров.
Подавляющее большинство
жителей Кении проживает в поселках, где располагаются административные центры,
полиция, школы, небольшие магазины и лавки, базары. В группе хижин обычно
размещается одна семья — пятнадцать, двадцать человек. Они вместе ведут
хозяйство, обрабатывают прилегающее поле.
Домики-хижины растут как
грибы. Подступают к дороге круглые, как корзины, плетеные каркасы, вместо
гвоздей и веревок скрепленные лианами. Сквозь глиняную обмазку проглядывает
плетение, и побеленные стенки кажутся прошитыми выпуклыми стежками.
|