М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Едем в Кению. Как рисовать волну, или О небесных конях. Оёщееудовая тревога

— Внимание! На корабле пробоина (следует точное указание места)! — А в помещении (следует наименование помещения) — дым! Аварийным командам срочно обсле­довать и доложить о принимаемых мерах!

Право, я начинаю понимать Плахову. На этот раз нам предстоит по шлюпочной тревоге пробежаться на палубу, к спасательной шлюпке. Мероприятие завершается сообще­нием, что первыми при пожаре в шлюпки спускаются женщины. Моя жена практикуется в прижимании собст­венных кулаков к подбородку. Оля Сорокина пытается развязать тесемки жилета. Белькович поглядывает за борт, будто ждет случая убедиться воочию, как дельфины спасают тонущих. Мне кажется, он согласен проверить это на собственной практике.

Тем временем объявлен отбой, и наш родной, надежный Курчатов продолжает свое шествие в Момбасу. Прежде чем удалиться с палубы, бросаю взгляд в океан.

А он, впитав в себя все мыслимые и немыслимые оттенки синего, чуть сморщенный вечным движением крошек-волн, благостно и спокойно раскачивается вокруг. Воздух прозрачен, до горизонта рукой подать, косенькие розовеющие облачка, наклонившись в одну сторону, бегут куда-то друг за другом над границей воды и неба. Как прекрасен океан, если не остаешься наедине с ним при норме шестьсот граммов воды в сутки!

На этом корабле поневоле станешь мистиком! — возвратившись в каюту и вылезая из пробкового жилета, говорит .—. Я сидела работала и только подумала: Слава богу, нет этих тревог, как в ту же секунду разда­лись звонки. Накаркала...

Так ведь учебная.

Естественно, для тебя все человеческие тревоги ничто в сравнении с плохо заточенным карандашом,— получаю ответ.

Впрочем, возможно, она права, не помню, кто именно сказал: Ничего не боится только дурак или человек, лишенный воображения.

Утро после сильного дождя, еще не просохли палубы. Кучевые облака сбились в одном месте над горизонтом — там должна быть земля. Оживилась водная дорога, все чаще навстречу и параллельным курсом идут суда. Через пару часов становится видимой Кения, страна плоскогорий, приподнятых на 1500—2500 метров над уровнем моря. Зеленые, будто стесанные площадки, обращенная к океану часть обрывиста, иссечена глубокими трещинами. Непода­леку от фарватера ржавые останки затонувшего судна, уставились в небо голые мачты, покорежена палуба, ис­тлели надстройки. Какая неосторожность или ошибка при наличии карт и радара занесла его на рифы?

— Момбаса — второй по величине город Кении, глав­ный порт страны со ста девяноста тысячами жителей. Расположен на одноименном острове площадью четырна­дцать квадратных километров. Кения — свободное госу­дарство, в прошлом английский протекторат, военно-мор­ская база Великобритании на восточном побережье Афри­ки,— по традиции сообщает спикер.

Полным ходом, высоко взрезая волну, идет к Курча­тову лоцманский катерок. Берег все ближе, безжалостно изъязвленный, источенный напором прилива. Момбаса считается лучшей бухтой на всем восточном берегу, но, хотя глубоководная гавань надежно защищена от океана, заход в нее сложен и опасен, поскольку сильное течение буквально притирает суда к гибельным, невидимым во время прилива рифам. Планировка бухты похожа на знак игрек: громоздким кораблям приходится входить в нее на полном ходу, только так можно преодолеть силу течения, и почти под углом девяносто градусов делать поворот, в считанных метрах пройдя перед ловушками.

Не сбрасывая скорости, Курчатов делает поворот.