
М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Едем в Кению.
Как рисовать волну,
или О небесных конях.
Оёщееудовая тревога
Мы не составляем исключения и тоже получаем возможность послужить
науке — это наше последнее впечатление от сафари.
Двадцать три часа. Поздний
вечер. Лоцмана все еще нет. Начинается мелкий косой дождик, искрятся в свете
бортовых ламп подхваченные ветром капли.
Сосед наш — Анатолий
Луначарский следует на Мадагаскар, часть груза оставив в Момбасе. Облегченное
судно, обнажив ватерлинию, высоко поднялось над причалом, почти вертикально
доставив наш трап. Поэтому долгожданный лоцман, темнокожий и стройный, в блестящей
фуражке и белом, несмотря на непогоду, кителе, спускается по трапу, будто
нисходит с небес. Одновременно пересекая бухту Килиндини, спешит к Курчатову
буксир с загадочным названием Ел ламу. Экипаж буксира — в единственном числе африканец
в странной экипировке: босой, коробом стоит блестящий дождевик, с обвисших
полей сизалевой шляпы стекают струйки воды.
Обменявшись прощальными
гудками с Луначарским, наш корабль медленно, будто нехотя, отходит от причала.
Темнота укрывает бухту. Размыты
моросящим дождем, окружены ореолом ограничительные огоньки судов и портовых
кранов. Набирая скорость, борясь с течением, Курчатов приближается к опасному
месту. Из мутной воды, покрытой оспинками пляшущих капель, высоко торчит
оскаленная гряда рифов.
Включив мощный прожектор,
между рифами и кораблем скользит лоцманский катер. И вот уже совершен сложный
поворот, сброшена скорость, катерок со скрежетом стыкуется с судном, принимая
своего лоцмана.
Описав белую дугу, уходит
он обратно в бухту Килиндини, порт Момбасу.
Ни огоньков, ни берега,
влажно, напористо дышит океан. Курчатов покидает Кению, уходит в ночь. Теплый,
живой свет иллюминаторов дробит огибающую борта пену, мы возвращаемся в Европу. Глава последняя. От авторов
— Виктор Григорьевич,
вы можете сказать, сколько
всего было сделано рабочих станций?
...3 июня 1983 года, в 15 часов 45 минут, Академик Курчатов
пересекает меридиан Гринвича в восточном направлении и выходит из Атлантики. В
воскресенье 12 июня при прохождении Калининградского морского канала время
переведено на московское, летнее. В 7 часов 20 минут того же дня, оформив на
рейде порта Балтийска возвращение в СССР, корабль швартуется у причала номер
девять, порт Калининград..
Тридцать шестой
научно-исследовательский рейс Курчатова в северо-западную часть Индийского
океана закончен. Программа рейса выполнена — таково заключение
научно-технического совета экспедиции, крохотного звена в сложной цепи
исследований, . проводимых Советским Союзом в океанах. Изучением Мирового
океана занимаются десятки институтов Академии наук СССР, учреждений и
организаций.
Однако понять и заставить
служить человечеству богатства и природу океана можно лишь совместными усилиями
ученых разных стран. Советская наука полна решимости укреплять мирные связи
между населяющими океанские бассейны народами, ибо океан должен объединять, а
не разъединять народы.
Так сколько же было
станций?
Девяносто девять, одной не
дотянули до ста,— отвечает начальник экспедиции Нейман.— Анализ полученных
данных — новый шаг к решению проблемы биологической продуктивности подводных
гор Индийского океана. Что показал наш рейс? Гипотеза о повышенной их
продуктивности не подтвердилась, ибо на большинстве обследованных участков
подобное явление не обнаружено. Значит ли это, что данный факт стабилен?
|