Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ТЕХНИКА

Что же касается точной высоты сиденья, то вы должны сами на собственном опыте установить, на какой высоте вы можете играть дольше с наименьшим утомлением.

Высота посадки за роялем — Должен ли я, когда упражняюсь, сидеть за роялем на той же высоте, что и во время игры перед публикой?

— Да. Высоту стула, у которого ни в коем случае не должно быть ручек, и его расстояние от клавиатуры вам нужно определить самому для себя раз и навсегда; только тогда вы сможете обрести нормальное положение рук, которое, в свою очередь, является условием sine quanotv развития вашей техники. Следите также, чтобы обе ноги находились в соприкосновении с соответствующими педалями, чтобы ноги были на месте, когда потребуется. В противном случае вам придется искать gедали ощупью, когда они вам понадобятся, это нарушит сосредоточенность, в результате чего вы будете играть не так хорошо, как можете в действительности. Если вы дадите ногам сойти с педалей, это незамедлительно скажется на вашей посадке в целом. Это дурная привычка. Увы, дурные привычки прививаются куда легче, чем хорошие.

3. ПОЛОЖЕНИЕ РУКИ

Наклон руки при игре гамм

   Как нужно держать руку при игре гамм — с наклоном к большому пальцу или мизинцу? Я нахожу, что в гаммах с черными клавишами гораздо удобнее играть последним способом.

   Я полностью разделяю ваше мнение и распространяю его также на гаммы без черных клавиш. Мне кажется, что наклон к мизинцу — естественная тенденция руки, и как только вы прошли стадию предварительной подготовки и почувствовали полную уверенность, что ваши пальцы работают ровно, можно уступить этой естественной тенденции, особенно, если вы стремитесь больше к беглости, чем к силе; ибо беглость не терпит напряжения, в то время как сила требует его.

 

4. ПОЛОЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ

Главное — результаты, а не методы

— Какая разница — держать пальцы согнутыми очень сильно или только слегка? Я слышал, что Рубинштейн играл почти плоскими пальцами.

— Поскольку вы упоминаете Рубинштейна, я могу привести его слова: «Играйте хоть носом, но добейтесь хорошего звучания, и я признаю, что вы владеете инструментом». Неважно, каким способом играть, — дело всегда в результате. Если вы играете очень сильно согнутыми пальцами и в результате получается неровный и прерывистый звук, меняйте понемногу их изгиб, пока не найдете ту степень изогнутости, какая более всего подходит для вашей руки. Экспериментируйте сами. Вообще говоря, я рекомендую свободное и непринужденное положение кисти и пальцев, так как только при максимальной свободе может быть сохранена их эластичность, а это главное. Под свободным и непринужденным положением я понимаю то естественное положение кисти и пальцев, которое они принимают, когда вы несколько расслабленно роняете руку на клавиши.

Певучие места

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007