Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ТЕХНИКА
Что же касается точной высоты
сиденья, то вы должны сами на собственном опыте установить, на какой высоте вы
можете играть дольше с наименьшим утомлением.
Высота посадки за роялем — Должен ли я, когда
упражняюсь, сидеть за роялем на той же высоте, что и во время игры перед
публикой?
— Да. Высоту стула, у которого ни в коем случае не
должно быть ручек, и его расстояние от клавиатуры вам нужно определить самому
для себя раз и навсегда; только тогда вы сможете обрести нормальное положение
рук, которое, в свою очередь, является условием sine quanotv
развития вашей техники. Следите также, чтобы обе ноги находились в
соприкосновении с соответствующими педалями, чтобы ноги были на месте, когда
потребуется. В противном случае вам придется искать gедали ощупью,
когда они вам понадобятся, это нарушит сосредоточенность, в результате чего вы
будете играть не так хорошо, как можете в действительности. Если вы дадите
ногам сойти с педалей, это незамедлительно скажется на вашей посадке в целом.
Это дурная привычка. Увы, дурные привычки прививаются куда легче, чем хорошие.
3. ПОЛОЖЕНИЕ РУКИ
Наклон руки при игре гамм
—
Как нужно держать руку при игре
гамм — с наклоном к большому пальцу или мизинцу? Я нахожу, что в гаммах с
черными клавишами гораздо удобнее играть последним способом.
—
Я полностью разделяю ваше мнение и
распространяю его также на гаммы без черных клавиш. Мне кажется, что наклон к
мизинцу — естественная тенденция руки, и как только вы прошли стадию
предварительной подготовки и почувствовали полную уверенность, что ваши пальцы
работают ровно, можно уступить этой естественной тенденции, особенно, если вы
стремитесь больше к беглости, чем к силе; ибо беглость не терпит напряжения, в
то время как сила требует его.
4. ПОЛОЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ
Главное — результаты, а не методы
— Какая разница — держать пальцы согнутыми очень
сильно или только слегка? Я слышал, что Рубинштейн играл почти плоскими
пальцами.
— Поскольку вы упоминаете Рубинштейна, я могу привести
его слова: «Играйте хоть носом, но добейтесь хорошего звучания, и я признаю,
что вы владеете инструментом». Неважно, каким способом играть, — дело всегда в
результате. Если вы играете очень сильно согнутыми пальцами и в результате
получается неровный и прерывистый звук, меняйте понемногу их изгиб, пока не
найдете ту степень изогнутости, какая более всего подходит для вашей руки.
Экспериментируйте сами. Вообще говоря, я рекомендую свободное и непринужденное
положение кисти и пальцев, так как только при максимальной свободе может быть
сохранена их эластичность, а это главное. Под свободным и непринужденным
положением я понимаю то естественное положение кисти и пальцев, которое они
принимают, когда вы несколько расслабленно роняете руку на клавиши.
Певучие места
|
|