Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ТЕХНИКА

  Как следует играть певучие места — высоко поднимая пальцы или пользуясь тяжестью руки?

  В некоторых пьесах встречаются характерные эпизоды, требующие высокого подъема пальцев. Этот прием может быть применен и при нарастаниях, причем подъем пальцев должен возрастать пропорционально силе нарастания. Однако, когда силы у пальцев достаточно, чтобы эффект нарастания был получен посредством нажима, а не удара, всегда предпочтительнее нажим. В принципе я являюсь сторонником свободно, без напряжения висящей руки, тяжестью которой и рекомендую пользоваться при игре cantabile.

Неправильное положение пальцев

  У меня прогибаются концевые суставы пальцев в момент нажатия на клавиши. Прошу ответить: как мне избавиться от этого?

  Источник вашей беды — неправильное туше, что не может быть исправлено ничем, кроме постоянного надзора хорошего учителя в сочетании с сильным напряжением вашей собственной воли и строжайшим вниманием во время игры. Это один из наиболее трудно излечимых, но все же излечимых пианистических недугов. Не падайте духом, если исцеление идет медленно. От многолетней привычки в один день не избавиться.

5. ДВИЖЕНИЯ ЗАПЯСТЬЯ

Не напрягайте кисти при игре гамм

—       Должны ли кисти рук оставаться в полном покое при исполнении гамм и арпеджио? Или в длинном пассаже из гамм или арпеджио можно иногда поднимать и опускать запястье, чтобы меньше уставать?

—       Да, кисти рук должны оставаться в покое, не напрягаться. Продолжительные же пассажи из гамм или арпеджио легко вызывают напряженность запястья. Понятно, совершаемое временами движение запястья вверх и вниз окажет немалое противодействие этой тенденции. Кроме того, это будет хорошей проверкой свободы запястья.

Свободное запястье

  Не является ли сохранение полной свободы запястья при фортепианной игре невозможным из-за мышц, связывающих предплечье с кистью?

  Никоим образом. Нужно только следить, чтобы запястья не напрягались бессознательно, как это происходит у большинства пианистов. Следует держать руку так, чтобы запястье было на одной линии с предплечьем, без прогиба, и стараться мысленно сосредоточиться на передаче всей силы в кончики пальцев вместо того, чтобы удерживать напряжение в руке.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007