Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ТЕХНИКА
—
Как следует играть певучие места —
высоко поднимая пальцы или пользуясь тяжестью руки?
—
В некоторых пьесах встречаются
характерные эпизоды, требующие высокого подъема пальцев. Этот прием может быть
применен и при нарастаниях, причем подъем пальцев должен возрастать
пропорционально силе нарастания. Однако, когда силы у пальцев достаточно, чтобы
эффект нарастания был получен посредством нажима, а не удара, всегда
предпочтительнее нажим. В принципе я являюсь сторонником свободно, без
напряжения висящей руки, тяжестью которой и рекомендую пользоваться при игре cantabile.
Неправильное положение пальцев
—
У меня прогибаются концевые
суставы пальцев в момент нажатия на клавиши. Прошу ответить: как мне избавиться
от этого?
—
Источник вашей беды — неправильное
туше, что не может быть исправлено ничем, кроме постоянного надзора хорошего
учителя в сочетании с сильным напряжением вашей собственной воли и строжайшим
вниманием во время игры. Это один из наиболее трудно излечимых, но все же
излечимых пианистических недугов. Не падайте духом, если исцеление идет
медленно. От многолетней привычки в один день не избавиться.
5. ДВИЖЕНИЯ ЗАПЯСТЬЯ
Не напрягайте кисти при игре гамм
— Должны ли кисти рук оставаться в полном покое
при исполнении гамм и арпеджио? Или в длинном пассаже из гамм или арпеджио
можно иногда поднимать и опускать запястье, чтобы меньше уставать?
— Да, кисти рук должны оставаться в покое, не
напрягаться. Продолжительные же пассажи из гамм или арпеджио легко вызывают
напряженность запястья. Понятно, совершаемое временами движение запястья вверх
и вниз окажет немалое противодействие этой тенденции. Кроме того, это будет
хорошей проверкой свободы запястья.
Свободное запястье
—
Не является ли сохранение полной
свободы запястья при фортепианной игре невозможным из-за мышц, связывающих
предплечье с кистью?
—
Никоим образом. Нужно только
следить, чтобы запястья не напрягались бессознательно, как это
происходит у большинства пианистов. Следует держать руку так, чтобы запястье
было на одной линии с предплечьем, без прогиба, и стараться мысленно
сосредоточиться на передаче всей силы в кончики пальцев вместо того, чтобы
удерживать напряжение в руке.
|