Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ТЕХНИКА
выполняется средствами более
механическими в строгом смысле слова, тем не менее весна два пальца должны быть
заняты одновременно. Не принимайте всерьез заумных подразделений legato. К слову legato нет множественного числа.
13. ТОЧНОСТЬ
Неумение играть двумя руками вместе
— Мои учителя постоянно бранили меня за то, что моя
левая рука забегает немножко вперед по отношению к правой. Это, вероятно, очень
дурная привычка, но я не замечаю, когда поддаюсь ей. Как мне от нее избавиться?
— Это так называемое «прихрамывание» — худшая
привычка, какая только возможна в фортепианной игре, и счастье, что ваш учитель
упорствует в своих усилиях побороть эту привычку. Существует лишь один путь
избавления от нее: постоянное внимание к своей собственное игре и самое
пристальное и бдительное вслушивание в нее. Вы, очевидно, впали в заблуждение,
говоря, что вы не «слышите», когда «прихрамываете»; мне кажется более
вероятным, что вы не слушаете. Слышать — это чисто физическая функция, действие
которой не может прекратиться, пока вы бодрствуете, в то время как слушать есть
акт вашей воли, назначение которого — ориентировать ваш слух.
14. ФОРТЕПИАННОЕ И ОРГАННОЕ ТУШЕ — ДВЕ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Как влияет на пианиста игра на органе
— Вредна ли для пианистического туше попеременная
играна органе и на фортепиано?
— Поскольку на органе сила удара и различные ее
градации не имеют абсолютно никакого значения, пианист, много играющий на
органе, рискует утратить тонкость ощущения в пальцах при звукоизвлечении, что,
естественно, не может не снизить выразительных возможностей его исполнения.
Органная игра и фортепианное туше
— Правда ли, что ребенок, начинающий занятия музыкой с
органа, извлекает намного лучший звук, чем тот, который начинает с фортепиано,
и не повредит ли фортепианному туше, после двух лет основательной работы на
этом инструменте, параллельное обучение на фисгармонии?
— Вполне естественно, что ребенок способен извлечь из
органа лучший звук, чем из фортепиано, так как качества этого звука зависят не
от ребенка, а от органа. Если же цель ребенка — научиться игре на фортепиано,
то было бы неразумно позволять ему начинать с органа, потому что при этом такой
существенный элемент, как искусство туше, останется совершенно неразвитым. И
если даже его фортепианное туше уже сформировалось, оно легко может быть снова
утрачено, если разрешить ребенку играть на органе.
15. АППЛИКАТУРА
Универсальная система обозначения пальцев
|
|