Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ТЕХНИКА

выполняется средствами более механическими в строгом смысле слова, тем не менее весна два пальца должны быть заняты одновременно. Не принимайте всерьез заумных подразделений legato. К слову legato нет множественного числа.

 

13. ТОЧНОСТЬ

Неумение играть двумя руками вместе

— Мои учителя постоянно бранили меня за то, что моя левая рука забегает немножко вперед по отношению к правой. Это, вероятно, очень дурная привычка, но я не замечаю, когда поддаюсь ей. Как мне от нее избавиться?

—   Это так называемое «прихрамывание» — худшая привычка, какая только возможна в фортепианной игре, и счастье, что ваш учитель упорствует в своих усилиях побороть эту привычку. Существует лишь один путь избавления от нее: постоянное внимание к своей собственное игре и самое пристальное и бдительное вслушивание в нее. Вы, очевидно, впали в заблуждение, говоря, что вы не «слышите», когда «прихрамываете»; мне кажется более вероятным, что вы не слушаете. Слышать — это чисто физическая функция, действие которой не может прекратиться, пока вы бодрствуете, в то время как слушать есть акт вашей воли, назначение которого — ориентировать ваш слух.

 

14. ФОРТЕПИАННОЕ И ОРГАННОЕ ТУШЕ — ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Как влияет на пианиста игра на органе

—   Вредна ли для пианистического туше попеременная играна органе и на фортепиано?

—   Поскольку на органе сила удара и различные ее градации не имеют абсолютно никакого значения, пианист, много играющий на органе, рискует утратить тонкость ощущения в пальцах при звукоизвлечении, что, естественно, не может не снизить выразительных возможностей его исполнения.

Органная игра и фортепианное туше

— Правда ли, что ребенок, начинающий занятия музыкой с органа, извлекает намного лучший звук, чем тот, который начинает с фортепиано, и не повредит ли фортепианному туше, после двух лет основательной работы на этом инструменте, параллельное обучение на фисгармонии?

— Вполне естественно, что ребенок способен извлечь из органа лучший звук, чем из фортепиано, так как качества этого звука зависят не от ребенка, а от органа. Если же цель ребенка — научиться игре на фортепиано, то было бы неразумно позволять ему начинать с органа, потому что при этом такой существенный элемент, как искусство туше, останется совершенно неразвитым. И если даже его фортепианное туше уже сформировалось, оно легко может быть снова утрачено, если разрешить ребенку играть на органе.

 

15. АППЛИКАТУРА

Универсальная система обозначения пальцев

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007