Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ТЕХНИКА
Когда я играю октавы или другие
двойные ноты, мое запястье словно деревенеет. Как мне избавиться от этого?
— «Одеревенение» запястья есть результат неразумного
его применения. упражняясь в октавах и двойных нотах, всегда помните, что рука
и ее суставы должны оставаться в свободном состоянии
Исполнение октав
— В каких случаях, играя октавы, следует
пользоваться всей рукой, что я наблюдал у некоторых концертантов? Как
мне показалось, они не делают ни малейшего движения кистью.
— Большинство концертирующих пианистов играет октавы
чаще всей рукой, чем кистью, но тем не менее кисть их не так пассивна, как вам,
по-видимому, показалось. Вероятно, они распределяют работу между кистью, локтем
и плечом таким образом, что все они в отдельности выполняют лишь
часть этой работы. Легкие октавы можно играть только кистью, в то время как
более тяжелые вовлекают в действие локоть и плечо. Сделать это распределение
сознательно вряд ли возможно. Стремление к экономии сил и возможно меньшему
утомлению вызовет это «разделение труда» бессознательно.
Кистевой удар при длинных октавных пассажах
— При исполнении продолжительных октавных пассажей, как
например в листовской транскрипции «Лесного царя», нужно листараться играть все
чисто кистевым ударом или лучше ослабить напряжение посредством эпизодических
импульсов (род вибрации), исходящих от предплечья? Дает ли нам что-нибудь варьирование
высоты кисти?
— При исполнении продолжительных октавных эпизодов лучше
менятъ положение кисти то на высокое, то на низкое.
18. РЕПЕТИЦИОННАЯ ТЕХНИКА
Трудность исполнения повторяющихся нот
—
Помогите мне, пожалуйста,
научиться исполнять повторяющиеся ноты. Когда я хочу сыграть их быстро, мне
кажется, что клавиша не всегда издает звук. Не является ли причиной этого мое
туше?
—
Прежде всего проверьте механику
вашего рояля. Нередко случается, что пальцы делают свое дело хорошо, но терпят
неудачу из-за неподатливой или малоподатливой фортепианной механики. Если же
беда не в инструменте, то она, должно быть, в известной напряженности пальцев.
Для устранения этого нужно, прежде всего, чтобы запястье было свободным. Кроме
того, при репетиционной технике пальцы должны падать на клавиши не
перпендикулярно, а таким движением, как будто вы что-то смахиваете с клавиш
кончиками пальцев, то есть, быстро согнув каждый сустав, живо отдергивайте их
по направлению к ладони.
19. ДВОЙНЫЕ НОТЫ
Исполнение двойных терций
|