Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ТЕХНИКА

 Когда я играю октавы или другие двойные ноты, мое запястье словно деревенеет. Как мне избавиться от этого?

— «Одеревенение» запястья есть результат неразумного его применения. упражняясь в октавах и двойных нотах, всегда  помните, что рука и ее суставы должны оставаться в свободном состоянии

 

Исполнение октав

—      В каких случаях, играя октавы, следует пользоваться всей рукой, что я наблюдал у некоторых концертантов? Как мне показалось, они не делают ни малейшего движения кистью.

— Большинство концертирующих пианистов играет октавы чаще всей рукой, чем кистью, но тем не менее кисть их не так пассивна, как вам, по-видимому, показалось. Вероятно, они распределяют работу между кистью, локтем и плечом таким образом, что все они в отдельности выполняют лишь часть этой работы. Легкие октавы можно играть только кистью, в то время как более тяжелые вовлекают в действие локоть и плечо. Сделать это распределение сознательно вряд ли возможно. Стремление к экономии сил и возможно меньшему утомлению вызовет это «разделение труда» бессознательно.

 

Кистевой удар при длинных октавных пассажах

— При исполнении продолжительных октавных пассажей, как например в листовской транскрипции «Лесного царя», нужно листараться играть все чисто кистевым ударом или лучше ослабить напряжение посредством эпизодических импульсов (род вибрации), исходящих от предплечья? Дает ли нам что-нибудь варьирование высоты кисти?

— При исполнении продолжительных октавных эпизодов лучше менятъ положение кисти то на высокое, то на низкое.

 

18. РЕПЕТИЦИОННАЯ ТЕХНИКА

Трудность исполнения повторяющихся нот

  Помогите мне, пожалуйста, научиться исполнять повторяющиеся ноты. Когда я хочу сыграть их быстро, мне кажется, что клавиша не всегда издает звук. Не является ли причиной этого мое туше?

  Прежде всего проверьте механику вашего рояля. Нередко случается, что пальцы делают свое дело хорошо, но терпят неудачу из-за неподатливой или малоподатливой фортепианной механики. Если же беда не в инструменте, то она, должно быть, в известной напряженности пальцев. Для устранения этого нужно, прежде всего, чтобы запястье было свободным. Кроме того, при репетиционной технике пальцы должны падать на клавиши не перпендикулярно, а таким движением, как будто вы что-то смахиваете с клавиш кончиками пальцев, то есть, быстро согнув каждый сустав, живо отдергивайте их по направлению к ладони.

19. ДВОЙНЫЕ НОТЫ

Исполнение двойных терций

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007