Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ТЕХНИКА

Последнее вызывает утомление, в то время как подсказанный мною способ приведет вас к умению извлекать значительную силу при помощи только кисти и пальцев, сохраняя остальную часть руки фактически свободной от напряжения. Однако, чтобы добиться такой свободы руки, требуются месяцы чрезвычайно внимательной работы.

Положение запястья

  Какое положение запястья вы предпочитаете при пианистической работе обычного типа — низкое или высокое?

  Для обычной работы я рекомендую среднее положение — ни высокое, ни низкое. Изменения — вверх или вниз — зависят от особых случаев.

 

Не допускайте напряженности запястья

  Если запястье напряжено, существуют ли какие-нибудь сборники упражнений, специально предназначенных для достижения большей свободы? Или для этого имеется какой-то специальный метод упражнения?

  Это зависит от того, напряжено ли ваше запястье потому, что вы им не пользуетесь, или потому, что пользуетесь неправильно. Предполагая последнее, я бы рекомендовал этюды для кистевых октав, но вы должны бдительно следить за запястьем во время игры и останавливаться при малейшем признаке напряжения в нем.

6. ДВИЖЕНИЯ ВСЕЙ РУКИ

Когда тремоло вызывает неоправданное утомление

—       Я не могу играть тремоло левой рукой в течение сколько-нибудь продолжительного времени, не почувствовав сильного утомления. Я пробовал изменять положение кисти с высокого на низкое, играть боковым движением и свободной кистью. Какой метод лучше, и можно ли преодолеть эту трудность медленным упражнением?

—       Нельзя упражняться в тремоло ни медленно, ни напряженной или свободной кистью. Работа должна быть распределена между кистью, запястьем, предплечьем и, если необходимо, локтем. Плечо образует ось, от которой должно исходить вибрирующее движение, вовлекающее все части руки, расположенные по пути к пальцам. Разделение труда между ними не может выполняться сознательно, а скорее должно исходить из ощущения, словно вся рука во время игры тремоло подвергается действию электрического тока.

Играйте аккорды свободной рукой

— Следует ли играть октавные аккорды, напрягая руки, благодаря чему кисти и пальцы извлекают большую силу звука.

или руки должны быть свободными? Мои учителя расходятся в своих методах, поэтому я обращаюсь к вам за советом.

—       За немногими исключениями, диктуемыми определенным характером музыки, аккорды должны всегда играться свободной рукой.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007