Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ТЕХНИКА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Что понимается под словом «техника»?

  Что представляют собой различные типы техники и какой из них пользуется наибольшим распространением? Какая разница между ними?

  Техника—это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, всевозможные туше, legato и различные виды staccato, а также динамические оттенки. Все это необходимо для формирования законченной техники.

Чем больше техника, тем больше нужно работать

  Почему пианисты, обладающие большей техникой, чем многие другие, работают больше этих других?

  Почему у Ротшильдов больше секретарей, чем у меня? Потому что управление большим богатством требует большей работы, чем управление малым. Техника пианиста — это материальная часть его художественного имущества, это его капитал. Сохранять большую технику в состоянии превосходной рабочей готовности — задача сама по себе значительная и требующая много времени. И, кроме того, вы знаете, что чем больше мы имеем, тем большего мы хотим. Эта черта присуща не только людям вообще, но и пианистам в частности.

Как улучшить технику

—       Следует ли мне добиваться улучшения техники, пытаясь одолеть трудные пьесы?

—        Не следует ограничиваться пьесами, которые вам легко даются, так как это воспрепятствует всякому дальнейшему техническому прогрессу. Остерегайтесь, однако, пьес столь трудных, что вы не в состоянии сыграть их — в замедленном темпе — с абсолютной точностью. Это может погубить вашу технику и лишить вас радости, приносимой занятиями. Играйте всегда пьесы чуть труднее тех, которыми вы вполне овладели. Не подражайте тому, кто говорит: «Я уже играю то или это», не задаваясь вопросом — «как» он играет. Художественность зависит всегда от этого «как».

2. ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА

Не поднимайте сиденье стула слишком высоко

—В каком случае достигаются лучшие результаты на рояле — при высокой или низкой посадке?

— Как правило, я не рекомендую высокую посадку за роялем, так как это влечет за собой применение скорее руки и плеча, чем пальцев, что, конечно, очень вредит технике.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007