Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ТЕХНИКА

всегда имеет тенденцию вовлечь в работу всю руку. От игры же рукой не ждите никакой пользы для пальцев.

Для приобретения настоящего legato неоценимы произведения Шопена, хотя бы в обработках Годовского, которые никаким иным туше, кроме legato, не исполнимы. Он писал их, так сказать, исходя из возможностей своей собственной руки, а его legato так совершенно, что вполне может служить образцом для кого угодно.

 

Как выработать хорошее legato

— Советуете ли вы высоко поднимать пальцы! Мой учитель заставляет меня применять исключительно этот прием, но я замечаю, что в моей игре нет ни legato, ни спокойствия. Она почти всегда неровна.

— Сама постановка вопроса выражает ваше собственное, и правильное, суждение по этому поводу. Такая игра «в воздухе» является лишь напрасной тратой энергии и не может дать хорошего legato. Наилучшее звучание легатного характера получается всегда в результате «прилипчивого и певучего» скольжения пальцев по клавишам. Конечно, нужно следить за туте для того, чтобы ваше «прилипание» не превратилось в «невнятность», а «скольжение» не обернулось «смазыванием». Если вам грозит такого рода беда, нужно на время увеличить высоту подъема пальцев и придать больше силы их падению на клавиши. При постоянном самонаблюдении и внимательном вслушивании вы можете через некоторое время вернуться к скользящей манере игры. Это говорится вообще. Конечно, имеются места и пассажи, относительно которых можно сказать нечто совершенно противоположное моему совету; однако я все же думаю, что высокий замах пальцев следует применять скорее для некоторых специальных характерных эффектов, чем в качестве общего принципа.

Плотное и прозрачное legato — Я путаюсь в терминах «плотное» legato и «прозрачное» legato. В чем состоит разница?

Legato означает «увязанное вместе», взамен чего мы употребляем слово «взаимосвязанное». Два звука могут быть или взаимосвязаны, или не связаны. Идея о различных родах legato есть чистый софизм, продукт гипертрофированного немузыкального анализа. Под legato (на фортепиано) я понимаю связывание звуков друг с другом посредством пальцев. Палец, извлекший звук, не должен покидать своей клавиши до тех пор, пока звук, воспроизводимый следующим пальцем, не будет услышан. Это руководящее правило при исполнении мелодий и медленных пассажей. При быстрых пассажах, когда возможности и слухового контроля уменьшаются, legato

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007