Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ТЕХНИКА
всегда
имеет тенденцию вовлечь в работу всю руку. От игры же рукой не ждите никакой
пользы для пальцев.
Для приобретения настоящего legato неоценимы
произведения Шопена, хотя бы в обработках Годовского, которые никаким иным
туше, кроме legato, не
исполнимы. Он писал их, так сказать, исходя из возможностей своей собственной
руки, а его legato так
совершенно, что вполне может служить образцом для кого угодно.
Как выработать хорошее legato
— Советуете ли вы высоко поднимать пальцы! Мой учитель
заставляет меня применять исключительно этот прием, но я замечаю, что в моей
игре нет ни legato, ни спокойствия. Она почти всегда неровна.
— Сама постановка вопроса выражает ваше собственное, и
правильное, суждение по этому поводу. Такая игра «в воздухе» является лишь
напрасной тратой энергии и не может дать хорошего legato. Наилучшее звучание легатного характера получается
всегда в результате «прилипчивого и певучего» скольжения пальцев по клавишам.
Конечно, нужно следить за туте для того, чтобы ваше «прилипание» не
превратилось в «невнятность», а «скольжение» не обернулось «смазыванием». Если
вам грозит такого рода беда, нужно на время увеличить высоту подъема пальцев и
придать больше силы их падению на клавиши. При постоянном самонаблюдении и
внимательном вслушивании вы можете через некоторое время вернуться к скользящей
манере игры. Это говорится вообще. Конечно, имеются места и пассажи,
относительно которых можно сказать нечто совершенно противоположное моему
совету; однако я все же думаю, что высокий замах пальцев следует применять
скорее для некоторых специальных характерных эффектов, чем в качестве общего
принципа.
Плотное и прозрачное legato — Я
путаюсь в терминах «плотное» legato и
«прозрачное» legato. В чем
состоит разница?
—Legato означает
«увязанное вместе», взамен чего мы употребляем слово «взаимосвязанное». Два
звука могут быть или взаимосвязаны, или не связаны. Идея о различных родах legato есть чистый
софизм, продукт гипертрофированного немузыкального анализа. Под legato (на
фортепиано) я понимаю связывание звуков друг с другом посредством пальцев.
Палец, извлекший звук, не должен покидать своей клавиши до тех пор, пока звук,
воспроизводимый следующим пальцем, не будет услышан. Это руководящее правило
при исполнении мелодий и медленных пассажей. При быстрых пассажах, когда
возможности и слухового контроля уменьшаются, legato
|
|