Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ТЕХНИКА

Какому пальцу отдать предпочтение — большому или указательному?

—        При исполнении glissando правой рукой употребляйте указательный палец, когда идете вверх, большой — когда идете вниз. В левой руке — где glissando почти никогда не встречается —применяйте средний палец в обоих направлениях или, если вам это кажется легче, указательный палец, при движении вниз.

Извлечение звука такой большой силы, какая возможна на нашем современном рояле, сделало необходимым более глубокое опускание клавиш, чем это было у прежних фортепиано, что привело к почти полному изгнанию glissando из современной фортепианной литературы.

 

17. ОКТАВЫ

Как лучше играть октавы

  Следует ли мне играть октавы, пользуясь «висячим» кистевым ударом или всей рукой? Я нахожу, что, применяя удар рукой, мне удается достичь большей звучности, но при этом я не могу играть быстро.

  Характер октав должен определить выбор средств для их исполнения. В легких октавах пользуйтесь кистью, в более тяжелых — полагайтесь больше на всю руку. Для достижения быстроты нужно избегать утомления. Если вы начинаете чувствовать усталость, вызванную слишком продолжительным употреблением одного сустава, смените его другим движением, одновременно переменив также положение кисти с высокого на низкое и наоборот. Для кистевых октав я рекомендую низкое положение руки, для октав, играемых всей рукой, — высокое.

Быстрые октавы

—       Подскажите, пожалуйста, какой-либо метод быстрой игры октав тому, кто считает это самой трудной частью фортепианной игры. Буду также признателен, если назовете какие-нибудь октавные этюды, которые могли бы пригодиться.

—        Если быстрые октавы кажутся вам «самой трудной частью фортепианной игры», это свидетельствует о том, что они не соответствуют вашей натуре. Тот или иной «метод» никогда не сможет изменить ее. Однако это должно вас не обескуражить, а только удержать от попыток сделать своей специальностью то, для чего у вас нет надлежащих данных, и уберечь от напрасного разочарования. Держите руки и кисти лишь слегка напряженными и при малейшей усталости меняйте положение кисти с высокого на низкое и наоборот. Ваш стул у рояля не должен быть слишком низким. Пройдите первую тетрадь «Ою тавной школы» Куллака, а за ней вторую.

 

 

 «Одеревенение» запястья при игре октав

 

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007