Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ФОРТЕПИАНО И ПИАНИСТ

общий характер, специфические черты, форму, манеру изложения, движение эмоций и направление мыслей которого мы должны изучить. При формировании нашей концепции нам гораздо больше, чем биография композитора, поможет сравнение данного произведения с другими сочинениями того же мастера, хотя сравнение это может вскрыть столько же различий в стиле, сколько и сходных черт.

Поклонение именам, беспрекословное усвоение традиционных толкований — это не те принципы, которые могут привести артиста к достижению желаемых результатов. Пристальное изучение каждого распространенного понятия, строгая проверка каждой традиции на пробном камне самостоятельного мышления — вот что поможет художнику найти самого себя, увидеть вещи своими собственными глазами.

Таким образом, мы приходим к заключению, что — в известном смысле — даже благоговение перед композитором не должно переходить границ; а эти границы намечаются здесь лишь для того, чтобы обеспечить его произведению возможно большую свободу выявления.

Великие слова Гете лучше всего выражают мою мысль:

Внешне ограниченное безгранично внутри.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Если успех в фортепианной игре и не может всецело определяться какими-то очень простыми правилами, тем не менее этому весьма значительно могут способствовать условия, которые кое-кому, возможно, покажутся второстепенными и до того незначительными, что о них едва ли стоит упоминать. Однако они имеют громадное значение, и я попытаюсь сформулировать некоторые из них.

Преимущество утренних часов над всяким другим временем дня не у всех встречает должную оценку. Умственная свежесть, приносимая сном, чрезвычайно помогает делу. Я даже рекомендую играть час или хотя бы полчаса еще до завтрака. Но прежде чем вы коснетесь фортепиано, позвольте мне дать небольшой, весьма прозаический совет: вымойте клавиатуру так же чисто, как и ваши руки. Еда всегда вкуснее за чистым столом. Точно так же и с фортепиано: нельзя заниматься чистой работой за грязной клавиатурой.

Теперь о занятиях. Позвольте мне посоветовать вам никогда не заниматься более одного часа или, самое большее, двух часов подряд—в зависимости от ваших сил и физического состояния. Затем отправляйтесь гулять и не думайте больше о музыке.

Этот метод умственного, так сказать, выключения совершенно необходим для того, чтобы вновь достигнутые результаты вашей работы могли — бессознательно для вас самих — созреть в мозгу и как бы войти в вашу плоть и кровь. Вновь выученное должно закрепиться во всем вашем организме, подобно тому как изображение на фотографической пластинке проявляется и закрепляется посредством химического раствора. Если вы не предоставите природе времени для этой работы, то результат ваших предыдущих усилий пропадет понапрасну, и вам придется начинать сначала все ваше фотографирование. Да, именно фотографирование! Ибо каждое акустическое или звуковое изображение, подобно фотографии, запечатлевается слухом в мозгу, и вся задача пианиста состоит в воспроизведении первоначально полученных впечатлений посредством пальцев, которые с помощью инструмента вновь превращают изображение в слышимые звуки.

Через каждые полчаса делайте перерыв до тех пор, пока не почувствуете, что отдохнули. Пяти минут бывает часто достаточно. Следуйте примеру живописца, который на несколько мгновений закрывает глаза, чтобы, открыв их вновь, получить свежее впечатление от красок.

Позвольте же дать еще один маленький полезный совет. Хорошенько следите за тем, чтобы вы действительно слышали каждый извлекаемый вами звук. Всякий пропавший звук отразится пятном на вашей фотографической пластинке в мозгу.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007