Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ФОРТЕПИАНО И ПИАНИСТ

Затем прибегните к помощи запястья, временами даже мышц всей руки и плеча, хотя, впрочем, те и другие следует приберечь для мест, требующих большой силы.

Когда мощные октавы встречаются на большом протяжении, лучше всего распределить работу между связками и мышцами пальцев, запястий и плеч. При рациональном распределении нагрузки все они избегут переутомления, а исполнитель выгадает в выносливости. Разумеется, это относится только к бравурным пассажам. В местах, где преобладает музыкальная выразительность, исполнитель должен отдать преимущество такому типу туше, какой представляется наиболее подходящим.

Об употреблении педали. Остерегайтесь слишком частого, а пуще всего продолжительного употребления педали: это — смертельный враг ясности. Тем не менее педалью следует пользоваться —разумно — при разучивании нового произведения, ибо, если вы приучитесь играть без педали, то эта привычка может укорениться, и в один прекрасный день вы будете весьма удивлены, обнаружив, что ноги окажутся помехой для ваших пальцев. Не откладывайте употребления педали «на десерт» после трапезы.

Никогда не играйте с метрономом. Метроном можно применить в небольшом пассаже для проверки вашей способности сыграть строго в темпе. Убедившись в результате, положительном или отрицательном, тотчас же остановите аппарат. Ибо в сопоставлении с метрономом подлинно музыкальный ритм не ритмичен; с другой стороны, абсолютно строгое сохранение темпа совершенно не музыкально и мертвенно.

Нужно стремиться сохранить суммарную длительность времени, занимаемого музыкальной мыслью. Однако в пределах этого временного отрезка следует варьировать ваш ритм в соответствии с музыкальным смыслом данного места. В музыкальном исполнении это представляет собой то, что я называю индивидуальной пульсацией, сообщающей жизнь мертвым черным нотным знакам. Остерегайтесь, однако, стать чересчур «индивидуальным»! Избегайте преувеличения, не то ваша игра сделается болезненной, лихорадочной, и вся эстетическая ценность исполнения полетит ко всем чертям!

Правильная посадка за фортепиано. Сидите за фортепиано прямо, без напряжения. Держите обе ноги на педалях — так, чтобы в любой момент быть готовым воспользоваться ими. Все прочие способы держать ноги — способы дурные. Начиная фразу, дайте кисти упасть вместе со всей рукой на клавиши и соблюдайте во всех движениях той и другой известную округленность. Избегайте движений угловатых и резких, так как они вызывают сильное трение в суставах, приводящее к растрате сил и к преждевременному утомлению.

Не посещайте плохих концертов. Не думайте, что можно научиться правильно видеть у слепого или получить действительную пользу, слушая, как не следует играть пьесу, а затем пробуя сыграть ее в противоположном духе. Действительно велика опасность привыкнуть к плохой игре. Что бы вы подумали о родителях, намеренно посылающих своего ребенка в дурную компанию для того, чтобы он научился, как не следует себя вести? Такие эксперименты не ведут ни к чему хорошему.

Посещая плохие концерты, вы поощряете шарлатана в его преступлениях против хорошего вкуса и артистической добропорядочности и становитесь его сообщником. Кроме того, вы способствуете снижению уровня художественной оценки в вашем городе, который может пасть так низко, что хорошие концерты перестанут пользоваться общественной поддержкой. Если вы хотите, чтобы там, где вы живете, давались хорошие концерты, то посодействуйте этому, по крайней мере, вашим отказом в поддержке плохих. Если вы сомневаетесь относительно достоинств объявленного концерта, спросите вашего учителя музыки или учителя музыки ваших детей. Он оценит ваше доверие и будет рад хотя бы раз служить вам в музыкальных вопросах более высокого плана, чем уроки музыки, даваемые вам и вашим детям.

Тем, кто играет перед публикой,

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007