Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ФОРТЕПИАНО И ПИАНИСТ

Каждая нота должна быть услышана — не мысленно, а физически, а этому категорическому требованию всегда должна быть подчинена и самая ваша беглость. Нет никакой надобности упражняться громко для того, чтобы поддерживать постоянство впечатлений. Пусть лучше внутреннее напряжение заменит внешнюю силу; откликаясь на него, в такой же степени втянется в работу и ваш слух.

Есть такая теория: большая энергия — большие результаты; я же предпочитаю свою исправленную версию: большая энергия, сдержанная сила и умеренное ее проявление. Приготовьте палец к удару большой силы, вообразите звук сильным, а затем ударьте умеренно. Длительная громкая игра делает исполнение грубым. С другой стороны, если все время играть тихо, то звуковая картина в нашем уме может затуманиться, и игра станет вскоре неуверенной и фальшивой. Время от времени мы должны, конечно, упражняться громко, так, чтобы развить физическую выносливость. Но в основном я советую во время занятий играть со сдержанной силой. Кстати, и ваши соседи будут вам за это чрезвычайно благодарны.

Не упражняйтесь систематически или «методически», как говорят иногда. Систематичность — смерть непосредственности, а непосредственность — истинная душа искусства. Если вы каждый день в одно и то же время играете в одной и той же последовательности одни и те же этюды и пьесы, вы, возможно, в известной степени и набьете руку, но непосредственность вашего исполнения будет наверняка утрачена. Искусство принадлежит к области эмоциональных проявлений, и само собой разумеется, что систематическая эксплуатация нашей эмоциональной природы не может не притупить ее.

О пальцевых упражнениях. Не играйте их слишком часто или слишком долго — самое большее полчаса в день. Получаса в день в течение года достаточно всякому, чтобы выучить свои упражнения. А если вы овладели ими, зачем же их без конца повторять? Может ли кто-либо, будучи в здравом уме, объяснить, зачем упорствовать в их проигрывании?

Я советую применять эти упражнения для «предварительного разогревания» (как это практикуется в машинах). Как только руки станут теплыми и эластичными, то есть гибкими, «разыгранными», как говорим мы, пианисты, — бросайте упражнения и повторяйте их с той же целью на следующее утро, если хотите. Однако они с успехом могут быть заменены. В музыкальном отношении они ничуть не лучше, чем тепленькая водичка. Погрузив вместо этого руки на пять минут в нагретую воду, вы последуете моему собственному методу и найдете его столь же эффективным.

Правило для упражнения памяти. Если вы хотите укрепить восприимчивость вашей памяти, вы убедитесь в практичности следующего плана действий. Начните с короткой пьесы. Проанализируйте ее форму и фактуру. Несколько раз очень точно сыграйте пьесу по нотам. Затем на несколько часов прекратите игру и попробуйте мысленно воспроизвести ход и развитие идей в пьесе. Попытайтесь внутренне ее прослушать. Если вы удержали в памяти некоторые куски, восполните недостающие места, повторяя пьесу по нотам без фортепиано. Когда вы затем подойдете к фортепиано — помните, через несколько часов! — попробуйте сыграть пьесу. Если в каком-то месте все-таки получается постоянная «загвоздка», возьмите ноты, но играйте только это место (несколько раз, если нужно), а затем начните пьесу сначала — попробуйте, не повезет ли вам на сей раз больше с этими злополучными местами. Если вы снова ошиблись, возобновите беззвучное чтение пьесы без фортепиано. Ни в коем случае не перескакивайте временно через опасное место и не переходите к дальнейшему. При таком насилии над памятью вы потеряете из виду логическое развитие пьесы, запутаете вашу память и повредите ее восприимчивости.

В связи с вопросом о запоминании уместно сделать здесь еще одно замечание. Разучивая пьесу, мы бессознательно ассоциируем ее в голове со множеством вещей, к которым она не имеет ни малейшего отношения. Под этими «вещами» я подразумеваю не только механику фортепиано, которая может быть легкой или тугой, но и его цвет, цвет обоев, пятно на слоновой кости какой-нибудь клавиши, картины на стенах, угол,

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007