Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ФОРТЕПИАНО
И ПИАНИСТ
Каждая нота должна быть услышана — не мысленно, а физически,
а этому категорическому требованию всегда должна быть подчинена и самая ваша
беглость. Нет никакой надобности упражняться громко для того, чтобы
поддерживать постоянство впечатлений. Пусть лучше внутреннее напряжение заменит
внешнюю силу; откликаясь на него, в такой же степени втянется в работу и ваш
слух.
Есть такая теория: большая энергия — большие результаты; я же предпочитаю свою
исправленную версию: большая энергия, сдержанная сила и умеренное ее
проявление. Приготовьте палец к удару большой силы, вообразите звук сильным, а
затем ударьте умеренно. Длительная громкая игра делает исполнение грубым. С
другой стороны, если все время играть тихо, то звуковая картина в нашем уме
может затуманиться, и игра станет вскоре неуверенной и фальшивой. Время от
времени мы должны, конечно, упражняться громко, так, чтобы развить физическую
выносливость. Но в основном я советую во время занятий играть со сдержанной
силой. Кстати, и ваши соседи будут вам за это чрезвычайно благодарны.
Не упражняйтесь систематически или «методически», как говорят иногда. Систематичность
— смерть непосредственности, а непосредственность — истинная душа искусства.
Если вы каждый день в одно и то же время играете в одной и той же
последовательности одни и те же этюды и пьесы, вы, возможно, в известной
степени и набьете руку, но непосредственность вашего исполнения будет наверняка
утрачена. Искусство принадлежит к области эмоциональных проявлений, и само
собой разумеется, что систематическая эксплуатация нашей эмоциональной природы
не может не притупить ее.
О пальцевых упражнениях. Не играйте их слишком часто или слишком долго — самое
большее полчаса в день. Получаса в день в течение года достаточно всякому,
чтобы выучить свои упражнения. А если вы овладели ими, зачем же их без конца
повторять? Может ли кто-либо, будучи в здравом уме, объяснить, зачем
упорствовать в их проигрывании?
Я советую применять эти упражнения для
«предварительного разогревания» (как это практикуется в машинах). Как только
руки станут теплыми и эластичными, то есть гибкими, «разыгранными», как говорим
мы, пианисты, — бросайте упражнения и повторяйте их с той же целью на следующее
утро, если хотите. Однако они с успехом могут быть заменены. В музыкальном
отношении они ничуть не лучше, чем тепленькая водичка. Погрузив вместо этого
руки на пять минут в нагретую воду, вы последуете моему собственному методу и
найдете его столь же эффективным.
Правило для упражнения памяти. Если вы хотите укрепить восприимчивость вашей памяти,
вы убедитесь в практичности следующего плана действий. Начните с короткой
пьесы. Проанализируйте ее форму и фактуру. Несколько раз очень точно сыграйте пьесу
по нотам. Затем на несколько часов прекратите игру и попробуйте мысленно
воспроизвести ход и развитие идей в пьесе. Попытайтесь внутренне ее прослушать.
Если вы удержали в памяти некоторые куски, восполните недостающие места,
повторяя пьесу по нотам без фортепиано. Когда вы затем подойдете к фортепиано —
помните, через несколько часов! — попробуйте сыграть пьесу. Если в каком-то
месте все-таки получается постоянная «загвоздка», возьмите ноты, но играйте
только это место (несколько раз, если нужно), а затем начните пьесу сначала —
попробуйте, не повезет ли вам на сей раз больше с этими злополучными местами.
Если вы снова ошиблись, возобновите беззвучное чтение пьесы без фортепиано. Ни
в коем случае не перескакивайте временно через опасное место и не переходите к
дальнейшему. При таком насилии над памятью вы потеряете из виду логическое
развитие пьесы, запутаете вашу память и повредите ее восприимчивости.
В связи с вопросом о запоминании уместно сделать здесь
еще одно замечание. Разучивая пьесу, мы бессознательно ассоциируем ее в голове
со множеством вещей, к которым она не имеет ни малейшего отношения. Под этими
«вещами» я подразумеваю не только механику фортепиано, которая может быть
легкой или тугой, но и его цвет, цвет обоев, пятно на слоновой кости какой-нибудь
клавиши, картины на стенах, угол,
|
|