Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ФОРТЕПИАНО И ПИАНИСТ

под которым поставлен рояль по отношению к архитектурным очертаниям комнаты, — короче говоря, всякого рода вещи. Мы совершенно не отдаем себе отчета в том, что ассоциируем это с разучиваемой пьесой, пока не попробуем сыграть это хорошо выученное сочинение в другом месте — в доме друга или (если мы настолько неопытны, что можем совершить подобный промах) в концертном зале. Тогда мы обнаруживаем, что наша память изменила нам самым неожиданным образом, и браним ее за ненадежность. Но дело здесь скорее в том, что наша память оказалась слишком хорошей, слишком точной, оттого-то отсутствие или изменение привычного окружения и смутило ее. Поэтому, чтобы быть абсолютно уверенными в своей памяти, мы, прежде чем положиться на последнюю, должны испробовать нашу пьесу во множестве различных мест; это поможет нам отделить в памяти привычную обстановку от музыкального произведения.

О технической работе. Играйте хорошие произведения и конструируйте из них свои собственные технические упражнения. Почти в каждой играемой вами пьесе найдется одно или два места, про которые совесть скажет вам, что они идут не так, как вам хотелось бы, что их можно улучшить с точки зрения либо ритма, либо динамики, либо точности исполнения. Окажите на какой-то срок предпочтение этим местам, но не забывайте время от времени снова проигрывать пьесу целиком, чтобы поставить первоначально дефектный, а ныне исправленный эпизод в надлежащую связь с его контекстом. Помните, что трудный эпизод может довольно хорошо «идти» отдельно от контекста и тем не менее совершенно не получиться при попытке сыграть его на своем месте.

Следуйте в этом случае примеру механика. После того, как мастерская заканчивает изготовление машинной детали, последняя должна еще быть «вмонтирована», то есть приведена в надлежащую связь с самой машиной, а это часто требует дополнительной сборки или наладки, в зависимости от обстоятельств. Чтобы «вмонтировать» исправленный кусок, лучше всего проигрывать его в сочетании с одним предыдущим и одним последующим тактом; затем прибавляйте по два такта с каждой стороны, по три, четыре и т. д. до тех пор, пока вы не почувствуете твердой почвы под пальцами. Только тогда цель ваших технических упражнений будет достигнута. Простое овладение трудностью per se еще никак не гарантирует успеха. Многие учащиеся играют некоторые пьесы годами, и тем не менее, когда их просят исполнить эти произведения, явное несовершенство исполнения становится весьма ощутимым; иными словами, они никак не могут закончить разучивание своих пьес. Вероятнее всего, эти учащиеся никогда не кончат «штудирование» таких сочинений, потому что работают неправильно.

О количестве пьес. Чем больше хороших произведений способны вы исполнить законченным образом, тем шире становится ваш стилевой кругозор, ибо почти в каждом хорошем произведении вы найдете какие-то только ему свойственные черты, требующие также соответствующего подхода. Чтобы сохранить в памяти возможно больше пьес и притом в хорошем техническом состоянии, проигрывайте их по нескольку раз в неделю. Однако не играйте их, повторяя каждую несколько раз подряд. Проигрывайте одну за другой. Когда вслед за последней пьесой вы снова сыграете первую, она предстанет вновь свежей в вашем сознании. Я испробовал этот метод и нахожу его весьма способствующим поддержанию обширного репертуара.

Играйте всегда пальцами, то есть как можно меньше двигайте руками, которые — как и плечевые мышцы — должны быть совершенно свободными. Руки следует держать почти горизонтально, с небольшим наклоном от локтей к клавиатуре. Старайтесь ударять клавиши посередине, кончиками слегка согнутых пальцев. Это придаст игре точность; ваши пальцы, так сказать, «обретут зрение».

Работа над пальцевыми октавами. Играйте октавы сначала так, как если бы вы играли отдельные ноты одним пальцем каждой руки. Приподнимите довольно высоко большой и пятый пальцы и дайте им упасть на клавиши без участия запястья.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007