Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

О НЕКОТОРЫХ ПЬЕСАХ И КОМПОЗИТОРАХ

—       Несомненно. Но как далеко можно зайти в этих вольностях, зависит от вашей эстетической подготовки. В принципе ваш вопрос допускает утвердительный ответ, но конкретизация такового невозможна без знания уровня вашего музыкального развития. Советую вам быть весьма осторожным по части «допущения вольностей»; однако это не значит, что нужно вовсе перестать следовать указаниям вашего художественного вкуса. Существует ведь такая вещь, как «художественная совесть»; советуйтесь с ней всегда, прежде чем допустить вольность в темпе.

Опущение одной ноты в аккорде

—       В начале вальса Шопена ми минор левая рука неоднократно берет следующий аккорд. Я могу охватить любые три ноты из четырех, но не все четыре. Можно ли опустить одну из них и какую именно?

—      Можете опустить верхнее ми — вторую ноту сверху, но поступайте так только в том случае, если для вас физически невозможно взять все четыре ноты. Дело в том, что, опуская эту ноту, вы изменяете окраску аккорда, его звучность. После того как вы достигнете необходимого растяжения — и всякому, кто им обладает, — я посоветовал бы не опускать без надобности этой ноты. Шопен явно хотел, чтобы она была сыграна.

Композиторов не нужно изучать по порядку

  Каково ваше мнение относительно порядка, в котором следует изучать фортепианных композиторов?

  Никогда не рекомендуется классифицировать композиторов без учета специфики их произведений. Первая и последняя сонаты Бетховена так сильно отличаются друг от друга в каждой детали, что можно очень хорошо играть первую, и в то же время последняя на долгие годы, а может быть, и навсегда останется для исполнителя недоступной. А между тем оба эти произведения написал тот же самый Бетховен. Вряд ли поэтому можно говорить о «порядке композиторов». Поскольку мы имеем дело с мастерами, вопрос должен быть поставлен иначе: не какой композитор, а какое произведение соответствует той стадии духовного и технического развития, на которой вы находитесь? Если бы вы вздумали отложить изучение любого другого композитора до тех пор, пока не овладеете вполне произведениями Бетховена — причем только главными из них, — то вам понадобилась бы жизнь более продолжительная, чем та, которая выпадает на долю обыкновенного человека.

Величайшие композиторы как пианисты

  Правда ли, что почти все великие композиторы были пианистами?

  Если под пианистами разуметь музыкантов, для которых единственным орудием публичной музыкальной речи было фортепиано, то ваш вопрос допускает только утвердительный ответ. Редким исключением, какое мне сейчас приходит на память, был Берлиоз; были, без сомнения, и другие, но ни один из них не может быть причислен к поистине великим. Причина этого кроется, быть может, в том обстоятельстве, что пианист во время своего обучения связан больше с полифонией, чем исполнители на других инструментах, а полифония — это основа музыкального искусства.

Изучение оперных транскрипций

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007