Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

О НЕКОТОРЫХ ПЬЕСАХ И КОМПОЗИТОРАХ

Несколько пьес для четырнадцатилетней девочки

  Назовите мне, пожалуйста, несколько классических пьес, которые не было бы слишком трудно играть моей четырнадцатилетней дочери. Она очень талантлива, но не сильна технически. Сонатины Кулау она играет очень хорошо.

  Если вашей дочери четырнадцать лет и у нее, как вы говорите, большой талант, но слабая техника, то уже давно пора позаботиться о развитии последней, ибо пианист без техники подобен туристу без денег. Во всяком случае сонатинам Кулау я предпочел бы более легкие сонаты Гайдна и Моцарта ввиду их больших художественных достоинств. Любой хороший учитель поможет выбрать из них подходящие для вашей дочери.

О повторениях при исполнении сонаты

—Мой учитель считает, что я совершаю большую ошибку, пренебрегая знаками повторения при исполнении сонат. От других я слышал, что повторение не обязательно, хотя, может быть, и желательно. Не будете ли вы добры высказать свое мнение по этому вопросу?

—       В сонате важное значение имеет повторение первого раздела (экспозиции) первой части, чтобы две основные темы, а также сопутствующие им могли хорошо запечатлеться в сознании и памяти слушателя. Без этого он, вероятно, не сможет понять и проследить их развитие в следующем разделе. Часто встречаются такие места, где повторение необходимо не только по указанным выше соображениям, но и для равновесия или пропорциональности формы — например в последней части «Аппассионаты».

Вообще говоря, я сторонник точного соблюдения указаний композитора, а, стало быть, и его знаков повторения, выполняющих эстетические функции. Их вы, может быть, и не поймете до тех пор, пока соната в ваших руках не перерастет стадию разучивания.

Вопрос, касающийся исполнения «Лунной сонаты»

  Должны ли ноты триольных фигур в «Лунной сонате» Бетховена быть так слиты друг с другом, чтобы они воспринимались слухом не по отдельности, а как своего рода фон для нот мелодии?

  Истина лежит между двумя крайностями. Хотя аккомпанемент и должен звучать достаточно приглушенно, чтобы образовать, как вы говорите, гармонический фон, все же ноты его не должны сливаться до такой степени, чтобы совсем затушевалась внутренняя пульсация триолей. Слияние звуков в аккорд должно производиться с помощью педали, а не посредством чрезмерного legato.

Слишком быстрое исполнение «Весенней песни» Мендельсона

— Как исполнять «Весеннюю песню» Мендельсон в медленном или быстром темпе?

— В ней есть ремарка-. Allegretto grazioso.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007