Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
О НЕКОТОРЫХ ПЬЕСАХ И КОМПОЗИТОРАХ
Несколько пьес для четырнадцатилетней девочки
—
Назовите мне, пожалуйста,
несколько классических пьес, которые не было бы слишком трудно играть моей
четырнадцатилетней дочери. Она очень талантлива, но не сильна технически.
Сонатины Кулау она играет очень хорошо.
—
Если вашей дочери четырнадцать лет
и у нее, как вы говорите, большой талант, но слабая техника, то уже давно пора
позаботиться о развитии последней, ибо пианист без техники подобен туристу без
денег. Во всяком случае сонатинам Кулау я предпочел бы более легкие сонаты
Гайдна и Моцарта ввиду их больших художественных достоинств. Любой хороший
учитель поможет выбрать из них подходящие для вашей дочери.
О повторениях при исполнении сонаты
—Мой учитель считает, что я совершаю большую ошибку,
пренебрегая знаками повторения при исполнении сонат. От других я слышал, что
повторение не обязательно, хотя, может быть, и желательно. Не будете ли вы
добры высказать свое мнение по этому вопросу?
— В сонате важное значение имеет повторение
первого раздела (экспозиции) первой части, чтобы две основные темы, а также
сопутствующие им могли хорошо запечатлеться в сознании и памяти слушателя. Без
этого он, вероятно, не сможет понять и проследить их развитие в следующем
разделе. Часто встречаются такие места, где повторение необходимо не только по
указанным выше соображениям, но и для равновесия или пропорциональности формы —
например в последней части «Аппассионаты».
Вообще говоря, я сторонник точного соблюдения указаний
композитора, а, стало быть, и его знаков повторения, выполняющих эстетические
функции. Их вы, может быть, и не поймете до тех пор, пока соната в ваших руках
не перерастет стадию разучивания.
Вопрос, касающийся исполнения «Лунной сонаты»
—
Должны ли ноты триольных фигур в
«Лунной сонате» Бетховена быть так слиты друг с другом, чтобы они
воспринимались слухом не по отдельности, а как своего рода фон для нот мелодии?
—
Истина лежит между двумя
крайностями. Хотя аккомпанемент и должен звучать достаточно приглушенно, чтобы
образовать, как вы говорите, гармонический фон, все же ноты его не должны
сливаться до такой степени, чтобы совсем затушевалась внутренняя пульсация
триолей. Слияние звуков в аккорд должно производиться с помощью педали, а не
посредством чрезмерного legato.
Слишком быстрое исполнение «Весенней песни»
Мендельсона
— Как исполнять «Весеннюю песню» Мендельсон в медленном
или быстром темпе?
— В ней есть ремарка-. Allegretto grazioso.
|