Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
О НЕКОТОРЫХ ПЬЕСАХ И КОМПОЗИТОРАХ
Ввиду того что описание его туше
потребовало бы слишком много места, я отсылаю вас к книге, из которой я получил
наиболее обстоятельные сведения по этому вопросу. Это «Жизнь Шопена» Фредерика
Никса, во втором томе которой на страницах 94-104 вы найдете то, что хотите
узнать — в той мере, в какой возможно передать очарование одного искусства
посредством другого. Поскольку вы, очевидно, интересуетесь Шопеном, я бы вам
рекомендовал внимательно изучить оба тома этого превосходного биографического
труда.
Настроение и темп ля-бемоль-мажорного экспромта
—
Каков темп (по метроному)
экспромта Шопена ля-бемоль мажор и какую идею вложил в это сочинение
композитор?
—
В различных изданиях
метрономические обозначения даются по-разному, и я не верю ни одному из них.
Ваш темп будет в большой степени зависеть от состояния вашей техники. Что
касается второго вопроса, я могу сказать, что Шопен сочинял музыку, которая —
как вам известно — представляет собой мысли, выраженные особыми музыкальными
средствами, и касается чисто психических процессов, настроений и т. д. Характер
этого экспромта преимущественно приветливый, добродушный, порой слегка
окрашенный нежной грустью. Его не следует играть слишком быстро, так как он
легко может утратить это последнее качество и прозвучит тогда, как упражнение
Черни. Умеренный темп будет также способствовать выявлению многих
очаровательных гармонических переходов, которые при слишком быстром темпе могут
пропасть.
Баркарола Шопена
—
В баркароле Шопена имеются трели,
которым предшествуют мелкие ноты. Должны ли эти трели исполняться согласно
правилу Филиппа Эмануэля Баха — так, чтобы мелкие ноты игрались за счет
последующей ноты?
—
Правило Филиппа Эммануила Баха —
надежный руководитель, но не смешивайте это правило с законом. Если вы достигли
такого уровня, что на законных основаниях пытаетесь исполнить баркаролу Шопена,
то должны чувствовать: индивидуальный вкус не уведет вас слишком далеко от
истины, даже если побудит вас порой отклониться от правила.
Произведения Шопена для популярного концерта
—
Какие произведения Шопена вы
рекомендовали бы для популярной концертной программы?
—
Ноктюрн ор. 27 № 2;
фантазию-экспромт ор. 66; скерцо ор. 31; колыбельную ор. 57; вальс ор. 64 № 2;
полонез ор. 26 № 1; польские песни (в транскрипции Листа).
Допущение вольностей в темпе
— Можно ли при исполнении Шопена допускать вольности в
темпе и играть отдельные части одной и той же мазурки ил» ноктюрна в разных
темпах
|