Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

О НЕКОТОРЫХ ПЬЕСАХ И КОМПОЗИТОРАХ

Ввиду того что описание его туше потребовало бы слишком много места, я отсылаю вас к книге, из которой я получил наиболее обстоятельные сведения по этому вопросу. Это «Жизнь Шопена» Фредерика Никса, во втором томе которой на страницах 94-104 вы найдете то, что хотите узнать — в той мере, в какой возможно передать очарование одного искусства посредством другого. Поскольку вы, очевидно, интересуетесь Шопеном, я бы вам рекомендовал внимательно изучить оба тома этого превосходного биографического труда.

Настроение и темп ля-бемоль-мажорного экспромта

  Каков темп (по метроному) экспромта Шопена ля-бемоль мажор и какую идею вложил в это сочинение композитор?

  В различных изданиях метрономические обозначения даются по-разному, и я не верю ни одному из них. Ваш темп будет в большой степени зависеть от состояния вашей техники. Что касается второго вопроса, я могу сказать, что Шопен сочинял музыку, которая — как вам известно — представляет собой мысли, выраженные особыми музыкальными средствами, и касается чисто психических процессов, настроений и т. д. Характер этого экспромта преимущественно приветливый, добродушный, порой слегка окрашенный нежной грустью. Его не следует играть слишком быстро, так как он легко может утратить это последнее качество и прозвучит тогда, как упражнение Черни. Умеренный темп будет также способствовать выявлению многих очаровательных гармонических переходов, которые при слишком быстром темпе могут пропасть.

Баркарола Шопена

  В баркароле Шопена имеются трели, которым предшествуют мелкие ноты. Должны ли эти трели исполняться согласно правилу Филиппа Эмануэля Баха — так, чтобы мелкие ноты игрались за счет последующей ноты?

  Правило Филиппа Эммануила Баха — надежный руководитель, но не смешивайте это правило с законом. Если вы достигли такого уровня, что на законных основаниях пытаетесь исполнить баркаролу Шопена, то должны чувствовать: индивидуальный вкус не уведет вас слишком далеко от истины, даже если побудит вас порой отклониться от правила.

Произведения Шопена для популярного концерта

  Какие произведения Шопена вы рекомендовали бы для популярной концертной программы?

  Ноктюрн ор. 27 № 2; фантазию-экспромт ор. 66; скерцо ор. 31; колыбельную ор. 57; вальс ор. 64 № 2; полонез ор. 26 № 1; польские песни (в транскрипции Листа).

Допущение вольностей в темпе

— Можно ли при исполнении Шопена допускать вольности в темпе и играть отдельные части одной и той же мазурки ил» ноктюрна в разных темпах

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007