Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
О НЕКОТОРЫХ ПЬЕСАХ И КОМПОЗИТОРАХ
Но и в
остальных частях имеется ряд эпизодов, в наивности и простодушной веселости
которых угадывается дух деревенской жизни.
Достаточно, если будут хорошо исполнены несколько сонат
—
Должен ли я играть все сонаты
Бетховена, чтобы стать хорошим пианистом, или можно ограничиться некоторым их
количеством, и если так, то сколько именно вы бы посоветовали выучить?
—
Так как разучивание всех сонат не
обязательно дает гарантию, что все они будут хорошо исполнены, я думаю, что
лучше играть одну сонату хорошо, чем много сонат плохо. Сонаты Бетховена нужно
рассматривать не как средство музыкальной муштры, а как музыкальные откровения.
А так как не все они находятся на одинаково высоком уровне, то и нет
необходимости играть их все. Чтобы постичь стиль Бетховена и его величие,
достаточно овладеть шестью или восемью его сонатами; но уж по крайней мере
этим-то количеством нужно действительно овладеть.
3. МЕНДЕЛЬСОН
Изучение Мендельсона
—
Следует ли включать в полный курс
занятий на фортепиано изучение Мендельсона? Какие из его сочинений наиболее
полезны?
—
Мендельсон — это, конечно,
композитор, которого нельзя обойти. Одни его мелодии, не говоря уже о прочих
достоинствах, дают ему право быть включенным в такой курс, тем более что в наше
время мелодии, судя по всему, становятся редкостью. Его медленные «Песни без
слов» — это как раз то, что нужно для развития фортепианной кантилены.
4. ШОПЕН
Что у Шонена самое лучшее?
—
Не назовете ли вы лучшие
произведения Шопена, которые следует пройти тому, кто действительно хочет знать
его музыку?
—
Все этюды, все прелюдии, баллады
ля-бемоль мажор, соль минор и фа минор, колыбельная и баркарола. С мазурками,
ноктюрнами, вальсами и полонезами вы, вероятно, уже знакомы; вот почему выше я
перечислил другие произведения. Вообще говоря, из Шопена пианист должен знать
все.
Обаяние шопеновского туше
—
Какого рода туше было у Шопена?
—
|