М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Памятный день. Под горными пиками. Нескромный торговец и священное озеро

Рассказывают, что самая крупная кража века — ограб­ление банка — забыта за давностью. Однако, по иронии судьбы, после долгих лет благоденствия в Порт-Луи снова происходит ограбление банка как раз в день прихода Курчатова и Рифта!

Шоссе уже вырвалось к океану, подобно искусственно­му сооружению, аккуратной дугой обрамляют берег рифы. Тремя ярусами наступает на остров прибой. Сначала, ударившись грудью о колонию кораллов, взметается пен­ными фонтанами и, переплеснув через преграду, не теряя энергии, катит дальше, чтобы удариться о новый заслон. Преодолевши этот, обессилевший вал кружевом растекает­ся по пляжу. Какая кисть способна передать ускользающий от взгляда бег, даже штриху не уловить стремительное движение!

Огибаем мыс, увенчанный высоким валуном, очерта­ниями похожим на человеческую голову.

Если верить легендам, происхождение этой неизвестно откуда взявшейся глыбы весьма любопытно. Говорят, что |? прекрасные девушки облюбовали укромный уголок пляжа и часто приходили сюда купаться. Однажды нескромный торговец решил подсмотреть за ними и заранее спрятался за лежащий на песке валун. Лишь только стыдливые ку­пальщицы вошли в воду, он, не вытерпев, высунулся из-за > укрытия... и был превращен в камень.

Вскоре пляж вместе с наказанным торговцем остаются позади, машина круто сворачивает к холмам...

— Я очень люблю приезжать в эту часть острова, пейзаж здесь напоминает далекое Подмосковье,— погрустнев, говорит водитель.

Дорога преподносит сюрприз за сюрпризом, с каждым километром меняя обличье. К асфальту вплотную подсту­пил сыроватый, с лужицами лесок. Тянутся к дороге похо­жие на орешник кусты, подрагивают закругленные листья, роняя капельки влаги. За бледными зарослями папоротни­ка — островки хвойной растительности. Как в кинокадрах, проплывают стволики молодых эвкалиптов, все, как один, склоненные в одну сторону,— будто светится осиновая рощица. Взгляд невольно скользит по траве: не мелькнет ли бурая шляпка подосиновика. Иллюзию серого подмосков­ного денька усиливает одинокая тучка. Теперь шоссе бежит по уступам, заросшим бамбуком и казуаринами. Едем к лежащему в котловине озеру. Живущие на Маврикии потомки индийцев считают его священным, полагая, что оно таинственным образом сообщается с водами Ганга и поэтому сохраняет его чудодейственные свойства.

...В далекие времена из Индии на Маврикий попали предки теперешних его жителей — индийцев. Согласно обычаю, человек один раз в год должен совершить омовение от грехов, сотворенных вольно или невольно, ибо нет без­грешных людей на свете. Но на Маврикии нет Ганга. Тогда собрался на этих холмах народ, пал ниц и стал молить о чуде. Великий Ганг поделился своими водами, послав их из Индии на остров Маврикий: чудодейственный поток прошел под океаном, не смешавшись с ним. Забили родни­ки, образовав священное озеро. Таково предание.

похожей на разрезанную вдоль фасолину. Повторяя очер­тания берега, спускаются под воду широкие каменные ступени. В центре водоема — островок. На нем бамбуковые шесты, украшенные цветными лоскутками и пестрыми лен­тами.

Дышится легко, как будто существует у озера собствен­ный микроклимат. Чувствуешь, что перешагнул некую черту, отделившую тебя от суетной жизни шумного города. Одинокие фигурки в сари, неподвижная поверхность воды, высокое легкое небо — все призывает к созерцанию, раз­мышлению. И кажется, почитаемое священным озеро вра­чует целительной тишиной.

Женщины в нежно-бирюзовых, розовых и сиреневых сари спускаются к воде. Согласно верованию, священные воды не только исцеляют от болезней, но и помогают жен­щинам, лишенным счастья материнства.

По традиции омовение совершают в одеждах. Непода­леку стоит по колено в воде мужчина, склонив увенчанную белым тюрбаном голову. Медленно набирает воду в сложен­ные ладони, бережно подносит их к лицу.

В феврале сюда собираются потомки индийцев, живу­щих на Маврикии. Просторные лужайки заполняют толпы. Сотни тысяч людей остаются ночевать возле озера, над холмами витают бесчисленные огоньки. Индийцы не только совершают омовения, но и увозят, уносят с собой в сосудах священную воду.