М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Памятный день.
Под горными пиками.
Нескромный торговец
и священное озеро
Рассказывают, что самая крупная
кража века — ограбление банка — забыта за давностью. Однако, по иронии судьбы,
после долгих лет благоденствия в Порт-Луи снова происходит ограбление банка как
раз в день прихода Курчатова и Рифта!
Шоссе уже вырвалось к
океану, подобно искусственному сооружению, аккуратной дугой обрамляют берег
рифы. Тремя ярусами наступает на остров прибой. Сначала, ударившись грудью о
колонию кораллов, взметается пенными фонтанами и, переплеснув через преграду,
не теряя энергии, катит дальше, чтобы удариться о новый заслон. Преодолевши
этот, обессилевший вал кружевом растекается по пляжу. Какая кисть способна
передать ускользающий от взгляда бег, даже штриху не уловить стремительное
движение!
Огибаем мыс, увенчанный
высоким валуном, очертаниями похожим на человеческую голову.
Если верить легендам,
происхождение этой неизвестно откуда взявшейся глыбы весьма любопытно. Говорят,
что |? прекрасные девушки облюбовали укромный уголок пляжа и часто приходили
сюда купаться. Однажды нескромный торговец решил подсмотреть за ними и заранее
спрятался за лежащий на песке валун. Лишь только стыдливые купальщицы вошли в
воду, он, не вытерпев, высунулся из-за > укрытия... и был превращен в
камень.
Вскоре пляж вместе с
наказанным торговцем остаются позади, машина круто сворачивает к холмам...
— Я очень люблю
приезжать в эту часть острова, пейзаж здесь напоминает далекое
Подмосковье,— погрустнев, говорит водитель.
Дорога преподносит сюрприз
за сюрпризом, с каждым километром меняя обличье. К асфальту вплотную подступил
сыроватый, с лужицами лесок. Тянутся к дороге похожие на орешник кусты,
подрагивают закругленные листья, роняя капельки влаги. За бледными зарослями
папоротника — островки хвойной растительности. Как в кинокадрах, проплывают
стволики молодых эвкалиптов, все, как один, склоненные в одну сторону,— будто
светится осиновая рощица. Взгляд невольно скользит по траве: не мелькнет ли
бурая шляпка подосиновика. Иллюзию серого подмосковного денька усиливает
одинокая тучка. Теперь шоссе бежит по уступам, заросшим бамбуком и казуаринами.
Едем к лежащему в котловине озеру. Живущие на Маврикии потомки индийцев считают
его священным, полагая, что оно таинственным образом сообщается с водами Ганга
и поэтому сохраняет его чудодейственные свойства.
...В далекие времена из Индии на Маврикий попали предки
теперешних его жителей — индийцев. Согласно обычаю, человек один раз в год
должен совершить омовение от грехов, сотворенных вольно или невольно, ибо нет
безгрешных людей на свете. Но на Маврикии нет Ганга. Тогда собрался на этих
холмах народ, пал ниц и стал молить о чуде. Великий Ганг поделился своими
водами, послав их из Индии на остров Маврикий: чудодейственный поток прошел под
океаном, не смешавшись с ним. Забили родники, образовав священное озеро.
Таково предание.
похожей на разрезанную
вдоль фасолину. Повторяя очертания берега, спускаются под воду широкие
каменные ступени. В центре водоема — островок. На нем бамбуковые шесты,
украшенные цветными лоскутками и пестрыми лентами.
Дышится легко, как будто
существует у озера собственный микроклимат. Чувствуешь, что перешагнул некую
черту, отделившую тебя от суетной жизни шумного города. Одинокие фигурки в
сари, неподвижная поверхность воды, высокое легкое небо — все призывает к
созерцанию, размышлению. И кажется, почитаемое священным озеро врачует
целительной тишиной.
Женщины в нежно-бирюзовых,
розовых и сиреневых сари спускаются к воде. Согласно верованию, священные воды
не только исцеляют от болезней, но и помогают женщинам, лишенным счастья
материнства.
По традиции омовение
совершают в одеждах. Неподалеку стоит по колено в воде мужчина, склонив
увенчанную белым тюрбаном голову. Медленно набирает воду в сложенные ладони,
бережно подносит их к лицу.
В феврале сюда собираются
потомки индийцев, живущих на Маврикии. Просторные лужайки заполняют толпы.
Сотни тысяч людей остаются ночевать возле озера, над холмами витают
бесчисленные огоньки. Индийцы не только совершают омовения, но и увозят, уносят
с собой в сосудах священную воду.
|