М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Семь шагов до океана.
Ханта и Лалау.
Веселый малагасиец
мую, что является приданым, приносимым в дом мужа. Любопытен и другой
обычай: если солдат отправлялся воевать на чужбину, он разводился с женой до
возвращения.
Вскоре приезжает Роже и
знакомит нас с Хантой, они женаты всего два месяца. Ханта еще учится в лицее,
сейчас у нее каникулы. Тоненькая, в открытой простой майке и коротких шортиках,
она кажется совсем юной. Лицо ее не может не привлечь внимание: нежно-смуглое,
задорный маленький носик, в уголках изогнутых по-восточному губ застыла лукавая
улыбка — типаж гогеновской Девушки с веером, писанный на Таити, только модель
Гогена рыжекудрая, а у Ханты локоны темные, свиваясь кольцами, падают на узкие
плечики.
Ханта кокетливо улыбается
и, поправив прическу, без долгих разговоров усаживается на стул, нетерпеливо
ожидая, когда я начну работать над ее портретом. Однако у Лалау лицо более
характерное, в прошлый раз за недостатком времени удалось сделать лишь
набросок. И я продолжаю сеанс с Лалау.
Иногда поза может
рассказать о человеке не меньше, чем лицо. В манере сидеть, в положении рук и
тела, в спокойной сосредоточенности и отключенности от суеты сует внутренний
мир скрытых радостей и печалей. Слегка скуластая, полуприкрыв веками поднятые
к вискам глаза, скрестив на коленях привыкшие к работе руки, сидит
удивительная, ни на кого не похожая модель.
Работаю. Ханта примирилась
с моим выбором, хотя капризно надула губки, ждет своей очереди. Стоит за спиной,
заглядывая на лист из-за плеча, над самым ухом слышу ее мелодичный говорок, нет
сомнения — это комментарии к рисунку. Но Лалау невозмутима.
Я буквально захвачен необычностью
этого характера. Как на пленке, проявляется на листе бумаги лицо: неэффектная
на первый взгляд — куда ей до красавицы Ханты, но какой острый, запоминающийся
типаж.
Еще на корабле я обещал Ги
сделать портрет его жены. Сегодня у модели чуть иным был поворот, чуть иным
ракурс — черты лица мягче. Предлагаю Лалау выбрать себе один из двух рисунков,
безошибочно зная, что выберет она второй, где красивее, хотя ценность для меня
представляет именно первый. Так и происходит. В качестве арбитра привлечен мой соавтор, и , явно кривя душой,
подтверждает выбор Лалау.
Теперь наступает очередь
Ханты, как говорится: Не было ни гроша, да вдруг алтын: ведь ни одного, даже
скоропалительного рисунка, ни одного женского портрета не удалось сделать в
Анцеранане. Женщины недовольно отворачивались, закрыв лицо покрывалами, но жены
наших друзей позируют с охотой.
Итак, Ханта, перекинув
через плечо волнистые локоны, скорчив довольную гримаску, уже заняла место.
Красивый, идеальный овал лица слегка заострен к подбородку, на
матово-золотистой коже, будто акварелью, намечены полукружия бровей, тронуты
розовым губы. Солнечный луч, пробившись сквозь листву, упал на веранду, и крохотное
ушко вдруг загорелось прозрачной раковиной... такой портрет требует не
карандаша, а кисти или пастели. Слегка подкрашиваю рисунок масляными мелками —
пандой, не переставая удивляться обаятельному в своей детской открытости лицу
молодой женщины. Незаметно течет время. Но вот сеанс окончен, Ханта вскакивает,
заглядывает мне под руку и весело хлопает в ладоши, как ребенок. Увы, судьба
моей работы предрешена: не успеваю глазом моргнуть, отколоть от планшета
кнопки, как Ханта с легким, радостным смехом исчезает, унося рисунок.
— Она хочет показать
портрет своим подругам,— смущенно комментирует Роже.
Но какие подруги, вокруг
лишь пальмы да океан. Даже не выражает неудовольствия по поводу пропажи
работы.
— Вот умница, сразу
догадалась, что не отдашь! —
говорит она.— Ведь доставить человеку радость тоже хорошее дело.
И тут будто порыв ветра
проносится по веранде.
|