М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Семь шагов до океана.
Ханта и Лалау.
Веселый малагасиец
За безмятежно проведенный
день следует расплата: покинув причал, попадаем на короткую высокую волну.
Небо темнеет, со всех сторон, обгоняя друг друга, мчатся из-за островков тучи.
Вскоре сетка дождя затягивает холмы. Уже постреливают по тенту, впиваются в
воду тяжелые, как пули, капли. И хотя обыкновенно дождь гасит волны, сбивая с
них гребешки, сегодня все происходит наоборот: чем сильнее барабанит сверху,
тем ожесточеннее скачут барашки.
Форма нашей одежды летняя,
ведь отправлялись мы в путь ясным и жарким утром.
Истинное светопреставление
начинается, когда катерок минует дугообразную бухту, выходя из залива. Над
самой головой тучи сводят счеты, клубятся зловещим водоворотом, громоздятся
башнями воздушных замков. Фиолетово-черные чудища с растрепанными хвостами и
шлейфами, сшибаясь, мечутся над океаном. Глаз уже приучен видеть волны с высоты
многоэтажных палуб Курчатова, сейчас смятенные вода и небо предстают в
необычном ракурсе, странно смотреть на волны снизу вверх, рваные, пенистые их
края перекрывают горизонт.
На единственном,
оставшемся чистым лимонном клочке неба застыло одинокое храброе облачко, будто
прилипло, прижалось к свету в ожидании удара летящих туч. Далекая земля из
зеленой стала иссиня-черной. Из-за горизонта лезет царь-туча, стремясь как
можно скорее перекрыть небо. Молнии, что посверкивали в отдалении, бьют ближе и
ближе.
Катерок подпрыгивает и
вновь зарывается в волны. Ветер, смешанный с дождем, пронизывает насквозь. По
дощатому дну с хлюпаньем перекатывается вода. Одежда прилипла к телу, как кожа.
Вдалеке маячит корпус
Курчатова. От него отваливает бот. Встреча происходит в центре залива. Но
только моторист сбрасывает ход, последняя устойчивость пропадает в мире — из
стороны в сторону начинает мотаться небо, то с одного, то с другого борта
тяжело шлепают волны. Друг против друга качаются бот и катерок с выключенными
двигателями. Изловчившись, матрос-курчатовец длинным багром подтягивает бот к
боту. Что дальше!?
Выбора нет, не ночевать же
в заливе — хочешь жить, умей вертеться! Ах, какая была пересадка среди плюющихся
пеной водяных бугров!
Первым, как и подобает
мужчине, сложившись дугой и растопырив руки, уловив момент, совершает прыжок
художник . Наступает мой черед. С трудом отдираю побелевшие в суставах пальцы
от скользкой, мокрой лавки и перемахиваю следом. Авоська из рафии рвется
пополам, и стихии достаются прекрасные кокосовые орехи. Предоставляя последнюю
возможность полюбоваться ими, волны подкидывают похожие на головы пловцов шары
и уносят их в кромешный ад. Но это уже, право, не имеет значения.
Еще несколько секунд видим
темное лицо моториста с Нуси-Бе, белую полоску зубов, лихо сдвинутую на затылок
фуражку. Крепкие руки с трудом удерживают штурвал, и вот уже катерок под
зеленой крышей, улегшись набок, исчезает в серых гребнях. Курчатовский бот, лишенный даже тента, неуютен, открыт для всех
невзгод. Какие там тропики! Заледенели руки, не попадает зуб на зуб, мокрую одежду
продувает ветер. Взгляд невольно старается уловить в беснующемся месиве волн
знакомые очертания корабля, и вот он, уже близко. Сверкают сигнальные огоньки,
светлые глазки иллюминаторов и бортовых ламп пробивают водяную завесу,
Курчатов кажется таким надежным, изливающим теплое сияние. И хотя свирепо
скачущие волны заглатывают светлые блики, они текут и текут, праздничным ореолом
окружая судно...
Закладывая вираж, подходим
к Курчатову с подветренной стороны. утверждает, что надо говорить с наветренной,
но это мы обсудим в другой раз. Теперь высокий корпус судна прикрывает от
ветра, из дырки лацпорта свисает мокрый, неудобный, но родной, долгожданный
трап. Чьи-то протянутые навстречу руки уже втаскивают меня внутрь. Мы дома.
Не зря считают, что капризы
мадагаскарской погоды в любой момент могут превратить в испытание приятную
морскую прогулку. Даже на плоских самоходных паромах, что регулярно утюжат
залив, курсируя между островами, находиться в море в подобную погоду —
небезопасное занятие.
|