М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Семь шагов до океана. Ханта и Лалау. Веселый малагасиец

— О-ля-ля! — раздается звонкий мужской голос. С бес­численными интонациями повторяя этот возглас, появив­шись невесть откуда, молодой человек в пестром, обернутом вокруг бедер парео начинает метеором носиться но веранде.
Щекочет подбородок Нанни, и она звонко смеется, откиды­вая назад черную, будто отлакированную головенку, мол­ниеносно наливает в стакан шипящий сок, хлопает по плечу Ги, подталкивает плечом Роже, что-то говорит,
хохочет, показывая белые прекрасные зубы, многозначительно делает круговые движения рукой вокруг своего лица, затем оборачивается в сторону, куда скрылась Ханта,

и вновь крутят ладонью вокруг лица, подняв вверх боль­шой палец.

Стою, оглушенный и растерянный вихрем улыбок, зву­ков и жестов. Умудренная опытом общения с островитя­нами, безошибочно расшифровывает ситуацию:

— Он хвалит портреты Роже и Ги, хвалит портрет Ханты, которую встретил по дороге, а главное — он жела­ет, чтобы ты нарисовал его!

Времени остается не так уж много, но есть что-то заво­раживающее, цыгански бесшабашное в распахнутых гла­зах, твердом очерке скул, крепком мальчишеском подбо­родке. Лицо несколько грубоватое, но юное и прекрасное своей труднопостижимой сменой настроений.

Мой новый, необычный, богом данный добровольный натурщик весь открыт, радость жизни и энергия рвутся наружу. И я работаю, не видя ничего, кроме этого лица: дрожит на губах улыбка, глаза подолгу не могут задержать­ся на одном предмете. Парус, скользнувший в океане, тень птицы, даже пробравшийся на веранду нахальный цыпле­нок, что норовит клюнуть раскрытую сумку,— все, как зеркало, отражает этот взгляд.

Будто заглядываешь в душу человека, каждый раз волнуясь, как новичок: удастся ли? Не внешнее сходство — к этому обязывает простой профессионализм, а разгады­вание модели, сущности ее, выражение моего лично к ней отношения.

Есть лица, легко поддающиеся прочтению, они, как визитная карточка, рассказывают о себе, остается лишь закрепить этот рассказ - на бумаге. А иногда бьешься, словно стучишься в наглухо закрытую дверь; видишь рису­нок губ, но они молчат, взгляд, но он ускользает, позу, но она искусственна. Однако самое сложное для художни­ка, когда приходится вступать в единоборство с моделью. Вроде бы человек позирует охотно, старательно, но хочет казаться глубже, придавая лицу значительность или на­девая маску отрешенности. Подобное происходит неумыш­ленно — ведь каждый из нас инстинктивно стремится вы­глядеть лучше, чем есть на самом деле.

Наконец наступает момент, когда работа окончена или прервана и модель видит свое изображение. Это одно из самых острых мгновений, ибо своей реакцией человек не­вольно подсказывает художнику, есть ли попадание. Даже самые сдержанные не могут удержаться если не от слов, то от соответствующего жеста или мимики.

В альбоме уже возникло выразительное лицо под коп­ной темных мягких волос, с короткой полоской усиков над приподнятой верхней губой. И я не ошибаюсь, уловив артистизм в моем натурщике. Он, оказывается, не только сотрудник станции, но и популярный местный поэт и ар­тист.

Вечером на Курчатове прощальная дружеская встре­ча — приглашены работники станции с женами. Предстоит еще одна, последняя встреча с этими гостеприимными людьми.

Под реплики О-ля-ля!, сопровождаемые лучезарны­ми улыбками, работает над портретом молодого красивого мальгаша. Лалау ушла в дом — кормит Ирину и Нанни. Ханта скрылась с рисунком. Моя работа тоже близится к концу — пейзаж, увенчанный сказочным дере­вом, густо осыпанным золотисто-желтыми, похожими на маленькие подсолнухи цветами. Плавно изогнутые его ветви крышей укрывают самый прозаический курятник, сооруженный из бамбуковых стволов и раскрепленный по углам вместо грузил тридакнами/ Блестки соцветий фона­риками вспыхивают в тени, стойкий парфюмерный аромат обволакивает все вокруг.