М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Мадагаскар. В Анцеранане. Зовите меня Маней. У него развит хоминг

7—9 апреля заход в порт Анцерана-на, Демократическая Республика Мадагаскар.

Из дневника экспедиции

К Анцеранане подходим перед рассветом. Еще чуть влажна от росы палуба. Неясный молочный свет расте­кается над океаном, мощным фронтом держатся облака. На западе робкими мазками обрисован гористый берег, над ним чистое небо, лишь над самой высокой точкой серо-розовой полоской растянулось облачко.

Земля кажется неприветливой, хмурой — может быть, оттого, что тревожно помаргивает глазок маяка, постаны­вают провода и тросы. Порывистый ветер рвет из рук листки, перелистывает страницы забытой кем-то на палубе книги. Просквозив корабль от кормы к носу, ветер рвется к берегу, выдавливая волны, над черно-синей водой бегут мутные, пенистые гребешки.

Очертания берега все резче, чем-то похожи на силуэт Крымских гор возле Судака. Сбавив ход, Курчатов осторожно обходит мель справа и держит курс на маяк. Уже можно различить темно-зеленый цвет растительности. Берега обрывисты, в беспорядке громоздятся красно-рыжие скалы.

Тихо входим в пролив, за ним просматривается гладь бухты. Постепенно вырастая, поднимаются горы, на зеле­новато-коричневых склонах выделяются светлые скаль­ные сбросы: Проходим близко от плоского уступа, там, среди каменных обломков, прочно вросла в землю белая башня маяка.

Сжатые берегами, выше и круче стали волны. Взды­маются и опадают растрепанные пенные гребни. Уже несколько минут идем коридором между коричнево-серыми и желто-рыжими нагромождениями с зияющими чернотой пещерами, почва проточена прибоем. Тугими шапками кустарники взбираются по уступам, искривлен­ными корнями цепляясь за неровности почвы.

На палубах появляются участники рейса, подняв воротники, поеживаясь от прохлады, любуются бухтой. Постепенно характер берегов меняется, справа показались низкие, как оладьи, островки, слева (не зря говорят: Первым художником по камню был ветер) —причуд­ливые серо-черные головы, торсы, фигуры, изваянные в массивах древних коралловых известняков.

Бухту Диего-Суарес называют лучшей закрытой гаванью мира: сама природа создала огромный, надежно защищенный от превратностей открытого океана глубо­ководный порт протяженностью сто пятьдесят кило­метров.

Первым российским кораблем, бросившим якорь у малагасийских берегов в апреле 1890 года, был клипер Джигит, а в 1904 году возле Мадагаскара долго стояла эскадра вице-адмирала 3. П. Рожественского. Удивитель­ная, почти неизвестная страна, остров-загадка, привлекав­ший воображение Куприна и Чехова, Тургенева, Новико­ва-Прибоя...

На выступающем плоском мысе город-порт Анцерана-на. В первых лучах розовыми крупинками ярко засияли домики, позолотились верхушки пальм, одинокая шхуна, пересекающая бухту, превратилась в цветок с горящими лепестками парусов.

С Курчатова уходит вниз якорь. Под напором ровно­го ветра судно беспрестанно меняет положение: начнешь писать панораму с кормы, а она уже поменялась местами с баком. Стоим час, стоим другой. С корабля к властям Анцерананы отправляется делегация. Сообщение их неу­тешительно: сюда не поступали данные о заходе совет­ского корабля. 6 апреля весь день простояли на внешнем рейде порта Анцеранана в ожидании проводки к причалу. Порт на вызовы не отвечал. Отправили шлюпку на бе­рег для уточнения захода. Передано: швартовка будет утром .

А пока, проявляя выдержку и стойкость, пишем с палуб вращающегося корабля.

Если человек, прибывающий в новую страну, станет заглядывать в книги, он погиб! — записал, путешествуя по миру, известный писатель Редьярд Киплинг. Но они прочитаны.