М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Мадагаскар.
В Анцеранане.
Зовите меня Маней.
У него развит хоминг
Наступает вечер. Погасив
желтизну скал, в ущельях залегли лиловые тени. Корабль продолжает крутиться на
якоре. Но нет худа без добра — утешением становится поистине фантастический
закат, симфония полыхающих огненных стрел: Мадагаскар не зря находится под
влиянием символизирующего огонь Стрельца.
Сначала почти обычно
скатывается за линию холмов солнце, ныряя в рощу баобабов. Темные искривленные
их силуэты, словно перевернутые вверх корнями, четко рисуются на фоне неба. Тем
временем совсем низко над горизонтом зависает плоское, четко очерченное облако,
постепенно изукрашиваясь оранжево-слепящей каймой! И вдруг не снизу, куда
опустилось светило, а откуда-то сверху, с боков проступают в небе, расходясь
широким веером, малиново-жгучие лучи. Концы их слабо пульсируют, по мере
приближения к зениту тускнеют, приобретая мягкие розовато-сиреневые,
бледно-фиолетовые оттенки.
Стрелы постепенно
укорачиваются, стягиваясь, все ярче наполняются жарким светом, и вот уже
дрожащий пылающий сноп пронизывает, плавит облако. Огненный букет вырастает из
обугленной, темно-коричневой земли. Сказочной красоты картина!
Сегодня, 7 апреля, на
корабль прибывают иммиграционные власти. Формальности длятся недолго, на борт
Курчатова поднимается лоцман из Анцерананы, и мы медленно движемся к причалу,
где в промежутке между двумя стоящими под погрузкой судами оставлено нам
свободное место, не больше длины корабля.
Посмотреть на сложную
швартовку собирается народ. Замерли краны, оставив автокары, бегут водители. В
наступившей тишине особенно громко звучат слова команды. Для начала капитан
Касаткин ставит Курчатова левым бортом точно против отведенного места. Не
ударив лицом в грязь, наш белый корабль, двигаясь бочком, с помощью
подруливающих устройств аккуратно втирается между судами, кормой и носом
проходя от соседей в считанных метрах. И люди на пирсе криками и аплодисментами
награждают экипаж за мастерство. Летит на берег чалка, втянуты канаты, белый
трап ложится на землю Тани-Бе. В 9 часов 45 минут к правому борту Курчатова
ошвартовывается следующий тем же маршрутом Рифт, специально оборудованное и
приспособленное к тралению небольшое судно, приписанное к Южному отделению.
Суда начинают принимать пресную воду, а нам объявлено увольнение, уходим в
Анцеранану.
— Здрав-ствуйте! Вы,
наверное, с русского корабля?
Воздух влажно-горячий,
душный. Стоим на расплавленном пятачке в центре небольшой площади,
задержавшись перед картинной галереей. Глухую стену двухэтажного домика
неведомый автор покрыл рисунками. Краски не устояли, выцвели в палящем воздухе,
приобрели таинственную мягкость. Тащит рыбак за жабры чудо-рыбину, согнувшись
в три погибели сажает крестьянин рис, длинноногий мальчишка ведет зебу, не
уместившись, горб животного уходит за карниз... Таращат круглые глаза лемуры.
Хамелеоны, лангусты, крабы, связки бананов вперемежку с невиданными цветами.
Не дом, а музей,
сотворенный неискушенной рукой местного Пиросманашвили!
— Ведь вы с советского
корабля?
От созерцания примитивных
настенных красот отрывает нас молодой, неторопливый голос. Почти без акцента
речь, непривычные интонации. Невысокий юноша, мускулистый, с широко
развернутыми плечами, в пунцово-красной рубахе, будто все лучи сфокусировались
на этой ткани. Не африканский, скорее индийский тип лица — смугловатый, похожий
на загар оттенок кожи, зачесанные назад прямые блестящие волосы.
— Давайте знакомиться! —
говорит он, протягивая
РУкУ-~ Меня зовут Маней. Собственно говоря, мои родители дали мне
имя Манкрюнья, но русские в Москве звали
меня просто Маней.
Пожав друг другу руки,
знакомимся с Маней-Манкрю-ньей: большей удачи, чем на русском языке беседовать
с малагасийцем, трудно себе представить.
— Я в Москве учился, в
университете, по сельскохозяйственному профилю. Из СССР на Мадагаскар вер
нулся всего три года назад.
Манкрюнья оказывается
нашим земляком вдвойне: практику проходил на Кубани, в Краснодарском крае, где
в городе Горячий Ключ находится наша мастерская — на пологом склоне горы,
неподалеку от спокойной реки Псекупс,
|