М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Все крепить! Будхаж ж Дивакур. Украинский борщ и флейта

Все крепить!

Сильнее покачжванже корпуса. Выходим из бухты. Заурчали, ожжлж машины, отрывисты команды спикера. Оторвавшись от корабля, летят над гаванью протяжные гудки: Курчатов прощается с Порт-Луи. Покинув гавань Порт-Луи, идет к островам Агалега. Находимся на шести­десятом меридиане, на восьмидесятом же зарождается циклон, пока еще не развившийся в ураган.

Снова повторен приказ: Все крепить! Качается все, что может качаться, падает все, что может падать, а ведь мы еще совсем недалеко от земли. В кают-компании не слышно шуток, поуменыпилось число едоков: пища кажется изме­нившей вкус и запах. Всякий раз жри болтанке будто впервые тяжелеет затылок, к горлу подкатывает противный ком, чужими становятся руки и ноги.

Держась за поручни, коими светлая инженерная мысль снабдила коридоры, душевые ж туалеты, возвращаемся в каюту. Тусклым светом ламжочкж освещена пришпилен­ная к стенке карта — длинная, изломанная черта обозна­чила путь из Калининграда на Маврикий, ниже только полюс.

Над картой, на гвоздике, повешены карманные часы. Маятником раскачиваются из стороны в сторону, пересекая острова и материки,— корабль укладывается с боку на бок, успевая попутно клевать носом.

С клеенчатого дивана уже сполз матрас, сбилась подуш­ка, готовится перебраться на верхнюю полку с высоким бортжком: шторм есть шторм. Срочно перестилаю свою койку-ящик. С жолочки-сетки падает давно ожидав­шая своего часа тетрадка с цитатами из разных источников. Моряки утверждают, что качку испытывают все суда, но не все ведут себя одинаково. Говорят, судно подобно человеку и многое зависит от его характера. У одних судов болтанка резкая и злобная. Такие вредные и вспыльчивые суда пользуются репутацией скандалистов. Другие — рас­качиваются с размеренностью метронома. Миролюбивые и устойчивые, они безропотно переносят выпавшие на их долю испытания. Они раскачиваются только по необ­ходимости, в силу законов физики и своей конструк­ции.

Но существуют суда, поведение которых трудно преду­гадать: как неумелые танцоры, они внезапно выбывают из ритма качки. Есть и коварные суда — долгими часами мо­гут они медленно и ритмично покачиваться, усыпляя бди­тельность... и вдруг без всякого предупреждения резким толчком сшибают человека с ног и швыряют его на перебор­ки или ударяют по носу дверью.

Есть суда, обожающие качку, словно созданные для нее. Иногда они выказывают чисто женскую грациозность, словно озорная девчонка, обнажая корпус ниже ватерли­нии, позволяя созерцать свой мокрый киль...

О, какими специалистами становимся мы в вопросах качки! Качка может иметь вредные и даже опасные последствия для всего судна в целом, его устройств, меха­низмов и грузов. Опасность представляют опрокидывание судна при сильной бортовой качке, разрушение корпуса, потеря хода или управления вследствие выхода из строя механизмов, а также разрушение перекатывающейся вол­ной люковых закрытий и попадание вследствие этого больших масс забортной воды внутрь судна. Качка оказы­вает также болезненное физиологическое влияние на лю­дей...

Так будем считать, что Курчатов, лишенный ковар­ства и злобности, раскачивается лишь по необходимости, с размеренностью метронома. Это утешает. Прежде чем впасть в небытие, нахожу еще одну соответствующую обстановке запись.

— Как ты там, на верхней койке, еще живой? Тогда послушай Советы морского волка. Некто, бывший морян Рональд Сельдестрем, поместил в шведских газетах рекла­му единственного абсолютно безотказного средства против морской болезни, высылаемого всего за три кроны. Тысячи читателей прислали эту сумму и получили лаконичное: Оставайтесь на суше!