М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Все крепить!
Будхаж ж Дивакур.
Украинский борщ
и флейта
— Все крепить!
Сильнее покачжванже
корпуса. Выходим из бухты. Заурчали, ожжлж машины, отрывисты команды спикера.
Оторвавшись от корабля, летят над гаванью протяжные гудки: Курчатов прощается с
Порт-Луи. Покинув гавань Порт-Луи, идет к островам Агалега. Находимся на шестидесятом
меридиане, на восьмидесятом же зарождается циклон, пока еще не развившийся в
ураган.
Снова повторен приказ: Все
крепить! Качается все, что может качаться, падает все, что может падать, а ведь
мы еще совсем недалеко от земли. В кают-компании не слышно шуток, поуменыпилось
число едоков: пища кажется изменившей вкус и запах. Всякий раз жри болтанке
будто впервые тяжелеет затылок, к горлу подкатывает противный ком, чужими
становятся руки и ноги.
Держась за поручни, коими
светлая инженерная мысль снабдила коридоры, душевые ж туалеты, возвращаемся в
каюту. Тусклым светом ламжочкж освещена пришпиленная к стенке карта — длинная,
изломанная черта обозначила путь из Калининграда на Маврикий, ниже только
полюс.
Над картой, на гвоздике,
повешены карманные часы. Маятником раскачиваются из стороны в сторону,
пересекая острова и материки,— корабль укладывается с боку на бок, успевая
попутно клевать носом.
С клеенчатого дивана уже
сполз матрас, сбилась подушка, готовится перебраться на верхнюю полку с
высоким бортжком: шторм есть шторм. Срочно перестилаю свою койку-ящик. С
жолочки-сетки падает давно ожидавшая своего часа тетрадка с цитатами из разных
источников. Моряки утверждают, что качку испытывают все суда, но не все ведут
себя одинаково. Говорят, судно подобно человеку и многое зависит от его характера. У одних судов
болтанка резкая и злобная. Такие вредные и вспыльчивые суда пользуются
репутацией скандалистов. Другие — раскачиваются с размеренностью метронома.
Миролюбивые и устойчивые, они безропотно переносят выпавшие на их долю
испытания. Они раскачиваются только по необходимости, в силу законов физики и
своей конструкции.
Но существуют суда,
поведение которых трудно предугадать: как неумелые танцоры, они внезапно
выбывают из ритма качки. Есть и коварные суда — долгими часами могут они
медленно и ритмично покачиваться, усыпляя бдительность... и вдруг без всякого
предупреждения резким толчком сшибают человека с ног и швыряют его на переборки
или ударяют по носу дверью.
Есть суда, обожающие
качку, словно созданные для нее. Иногда они выказывают чисто женскую
грациозность, словно озорная девчонка, обнажая корпус ниже ватерлинии,
позволяя созерцать свой мокрый киль...
О, какими специалистами
становимся мы в вопросах качки! Качка может иметь вредные и даже опасные
последствия для всего судна в целом, его устройств, механизмов и грузов.
Опасность представляют опрокидывание судна при сильной бортовой качке,
разрушение корпуса, потеря хода или управления вследствие выхода из строя
механизмов, а также разрушение перекатывающейся волной люковых закрытий и
попадание вследствие этого больших масс забортной воды внутрь судна. Качка
оказывает также болезненное физиологическое влияние на людей...
Так будем считать, что
Курчатов, лишенный коварства и злобности, раскачивается лишь по необходимости,
с размеренностью метронома. Это утешает. Прежде чем впасть в небытие, нахожу
еще одну соответствующую обстановке запись.
— Как ты там, на верхней
койке, еще живой? Тогда послушай Советы морского волка. Некто, бывший морян
Рональд Сельдестрем, поместил в шведских газетах рекламу единственного
абсолютно безотказного средства против морской болезни, высылаемого всего за
три кроны. Тысячи читателей прислали эту сумму и получили лаконичное:
Оставайтесь на суше!
|