М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Снова в Маврикии. Кросс вокруг вулкана. О глупом Деде и бедном гусе.

Из-за беседки вижу: за спиной моего соавтора появился зритель — немолодой индиец с белоснежной шелковой повязкой на голове. Тюрбан этот давно мелькал возле кратера — воистину идеи владеют миром, теория целебного бега не миновала Маврикий!

Спортсмен долго смотрит на мелькающие в ее руках кисти, одобрительно покачивая головой. Как редкост­ный светлый цветок, колышется тюрбан над смуглым лицом.

Неподалеку, на газоне, двое худеньких юношей, почти мальчишек, разложили самодельные сувениры, раковины, кораллы, в стеклянных пробирках розовеет марганцевый песок. Туристы предпочитают иной сезон, и юные ком­мерсанты поглядывают в мою сторону, надеясь подзара­ботать.

Молодежи трудно найти работу на перенаселенном острове, приходится соглашаться на любые условия, даже если до места работы надо ежедневно ездить за пятнадцать-двадцать километров. Гораздо легче найти работу жен­щине — ей можно меньше платить, и это выгодно нани­мателю.

Пристраиваюсь с альбомом и рисую юношей — сначала одного, потом другого. Особенно хорош младший — глаза юного маврикийца затенены ресницами столь густо, что кажутся обведенными черной каймой. Мягкие смоляные кудряшки надо лбом, детски открытое лицо. Позирует охотно, следит за моей рукой живым, внимательным взгля­дом.

Рисунок идет легко, как бывает всегда, когда нравится модель. Окончив, не прошу натурщика подписать свой

портрет. Зачем? Просто бесхитростный юноша с острова Маврикий, вынужденный поделкой сувениров зарабаты­вать на жизнь.

Поделки эти не лишены фантазии и вкуса. Из разно­цветных плоских ракушек собраны букеты — нежно-розовые, кремовые. Снизаны на проволочные стебельки цветы, удлиненные темные створки заменяют листья. Тщательно инкрустированы мелкими каури коробки, чернильные приборы, но доминирует в этом ассортименте выпиленный из фанеры крючконосый Додо.

Существо это обладает, пожалуй, наибольшей извест­ностью из всех вымерших птиц. Считают, что размером она была побольше лебедя, имела могучий изогнутый клюв и весила до двадцати пяти килограммов. Если верить мол­ве, голландский адмирал Варвик, впервые ступив на остров в 1598 году, поименовал эту птицу тошнотворной по причине безвкусности и жесткости ее мяса.

Последнее упоминание о сером дронте (так назвали ее ученые) относится к 1681 году и принадлежит англи­чанину Бенджамину Хэрри — в манускрипте, хранящемся в Британском музее, упоминается Додо, у которой очень жесткое мясо....

Перед Национальным музеем Порт-Луи, за ажурной оградой, сам подобный экспонату, высится могучий баобаб с серо-голубым, похожим на бочку стволом. Подтверждая существование чудес на земле, в залах вращаются под потолком на тросах чуче­ла гигантских мерлинов, рыб-мечей и акул, камен­ными глыбами высятся слоновые черепахи.

В центре экспозиции, в прозрачном стеклянном кубе, расположилась круп­ная птица с толстым, заг­нутым вниз клювом и ос­татками крепко прижатых к бокам крылышек. Имя Додо одни считают перево­дом с голландского, озна­чающим черный огузок, другие связывают назва- ; ние с португальским (До­до созвучно со словом глупый). Рассказыва­ют, что птица эта по доб­рой воле шла в руки к ; людям, не боясь выстре­лов. Убивали ее и камнями и палками. В считанный срок колонисты уничтожили всех Додо.

Эти птицы не умели летать, потому что у них не было врагов,— гласит этикетка под экспонатом. Добрые и не­уклюжие, они исчезли с лика Земли. Говорят, лишь один Додо как большая редкость был отправлен в 1628 го­ду в Англию. Другого видели в клетке Лондонского зо­опарка, третий оказался при королевском дворе в Вене.

История появления чучела Додо в Национальном музее Порт-Луи тоже небезынтересна: при раскопках в разных .