М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Снова в Маврикии. Кросс вокруг вулкана. О глупом Деде и бедном гусе.

лишь люди со специальной подготовкой, пилоты и экипаж аппаратов? Пришлось участвовать. Восемь погружений на Пайсисе и одно — на Аргусе. Аргус — аппарат отечественный, работал на глубинах не более четырехсот метров, хотя ему доступны гораздо большие. Чувствую — нет у гидронавтов доверия к аппарату. Пошел сам с ними |. на погружение, увеличив задание по глубине. А какую , удивительную картину видишь при погружении!

Весь склон Черного моря похож на гигантскую, уходящую вниз лестницу; в иллюминаторы батискафа хорошо видно, как набегает на берег и откатывается обратно вол­на,— это изумительное по красоте зрелище! А каков цвет! Измененные лучом прожектора, краски мерцают, перели­ваются, будто нагретый над землей воздух.

Рассказывает Монин как художник. Видишь глубинно-таинственный оттенок вод, подсвеченных беспощадным лучом прожектора. И неудивительно: в приемной Инсти­тута океанологии, возле директорского кабинета, висят картины Андрея Сергеевича: серия пейзажей — Египет, Франция, Подмосковье.

...Париж. Застывшие в неподвижности серо-зеленые химеры устремили с высот Нотр-Дам пристальный взгляд на уходящее к горизонту море крыш. Заполняя все пространство холста, спят египетские сфинксы, окруженные серебряным ореолом раскаленного воздуха.

Вертикали ельников и берез пересекают равнинный пейзаж Подмосковья. Работы ясны, логичны, как в гречес­кой ранней классике с ее торжественным покоем, присут­ствует в них беспристрастность, внутренняя просветлен­ность. Картины проникнуты спокойным, созерцательным духом, как говорится, от себя не уйдешь — рукой художни­ка руководит аналитический ум ученого.

История искусства знает тому примеры. Среди жи­вописцев раннего Возрождения Пьеро делла Франческа занимался живописью и параллельно наукой, Брунеллески и Альберти подводили научную основу под искусство, разрабатывая учение о перспективе и музыкальных про­порциях. Романтический мечтатель Паоло Учелло ломал себе голову над применением новых законов перспективы к живописи.

Итак, прошли мы благополучно на Аргусе мак­симальную глубину, чувствую, поняли гидронавты, что аппарат надежен.

А как вы себя при этом чувствовали?

Ну, как себя чувствовал? Тесновато, неудобно. Ни встать, ни сесть, чтобы в иллюминатор выглянуть, при­ходится залезать в щель, какие-то железки в бок упира­ются...

А на Пайсисе, в Красном море? — спрашивает .

Известно, что во время погружения Пайсиса на дно Красного моря в декабре 1979 года наблюдателем А. Мо-ниным, а также А. Сагалевичем и Е. Черняевым была открыта величественная вертикальная стена высотой с полкилометра — нижний уступ внутреннего рифта.