М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Снова в Маврикии.
Кросс вокруг вулкана.
О глупом Деде
и бедном гусе.
лишь люди со специальной
подготовкой, пилоты и экипаж аппаратов? Пришлось участвовать. Восемь погружений на Пайсисе и одно — на Аргусе. Аргус — аппарат отечественный, работал на
глубинах не более четырехсот метров, хотя ему доступны гораздо большие. Чувствую — нет у
гидронавтов доверия к аппарату. Пошел сам с ними |. на
погружение, увеличив задание по глубине. А какую , удивительную картину видишь при
погружении!
Весь склон Черного моря
похож на гигантскую, уходящую вниз лестницу; в иллюминаторы батискафа хорошо видно,
как набегает на берег и откатывается обратно волна,— это изумительное по
красоте зрелище! А каков цвет! Измененные лучом прожектора, краски мерцают,
переливаются, будто нагретый над землей воздух.
Рассказывает Монин как
художник. Видишь глубинно-таинственный оттенок вод, подсвеченных беспощадным
лучом прожектора. И неудивительно: в приемной Института океанологии, возле
директорского кабинета, висят картины Андрея Сергеевича: серия пейзажей —
Египет, Франция, Подмосковье.
...Париж. Застывшие в неподвижности серо-зеленые химеры
устремили с высот Нотр-Дам пристальный взгляд на уходящее к горизонту море
крыш. Заполняя все пространство холста, спят египетские
сфинксы, окруженные серебряным ореолом раскаленного воздуха.
Вертикали ельников и берез
пересекают равнинный пейзаж Подмосковья. Работы ясны, логичны, как в греческой
ранней классике с ее торжественным покоем, присутствует в них
беспристрастность, внутренняя просветленность. Картины проникнуты спокойным,
созерцательным духом, как говорится, от себя не уйдешь — рукой художника
руководит аналитический ум ученого.
История искусства знает
тому примеры. Среди живописцев раннего Возрождения Пьеро делла Франческа
занимался живописью и параллельно наукой, Брунеллески и Альберти подводили
научную основу под искусство, разрабатывая учение о перспективе и музыкальных
пропорциях. Романтический мечтатель Паоло Учелло ломал себе голову над
применением новых законов перспективы к живописи.
Итак, прошли мы
благополучно на Аргусе максимальную глубину, чувствую, поняли гидронавты, что
аппарат надежен.
А как вы себя при этом
чувствовали?
Ну, как себя чувствовал?
Тесновато, неудобно. Ни встать, ни сесть, чтобы в иллюминатор выглянуть, приходится
залезать в щель, какие-то железки в бок упираются...
А на Пайсисе, в Красном
море? — спрашивает .
Известно, что во время
погружения Пайсиса на дно Красного моря в декабре 1979 года наблюдателем А.
Мо-ниным, а также А. Сагалевичем и Е. Черняевым была открыта величественная
вертикальная стена высотой с полкилометра — нижний уступ внутреннего рифта.
|