Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ФРАЗИРОВКА
Не можете ли вы порекомендовать
два-три лучших руководства по изучению гармонии?
—
Учение о гармонии всегда одно и то
же, но методы ее преподавания постоянно меняются и, надеюсь, улучшаются. По
этой причине я несколько затрудняюсь рекомендовать в данное время учебники, по
которым сам учился много лет тому назад, тем более, что не уверен, переведены
ли они на английский язык. Поэтому я советую вам спросить об этом у
какого-нибудь хорошего учителя гармонии или, в крайнем случае, в солидном
музыкальном издательстве или магазине. Труды, написанные Э. Ф. Рихтером и
Бусслером, отличаются признанными достоинствами, и хотя они далеко не новы, но
вполне надежны для изучения.
Обучение модуляции
—
Есть ли возможность по книге, без
помощи учителя, научиться модуляциям настолько, чтобы суметь сыграть переход
между двумя пьесами в различных тональностях?
—
Да, возможность есть, но
вероятности нет; ибо поскольку в ваших письменных упражнениях иногда, надо
полагать, встретятся ошибки, вам понадобится, чтобы кто-нибудь отмечал их и,
следовательно, указывал пути их исправления.
Вообще говоря, я не очень представляю себе изучение
основ чего бы то ни было без помощи опытного консультанта.
Самостоятельное изучение контрапункта
— Можно ли изучать контрапункт без учителя, и если да,
то какое вы порекомендовали бы для этого руководство?
— Это вполне возможно, если вы уверены в том,
что никогда не поймете вашего учебника превратно и никогда не допустите никаких
ошибок. В противном случае для их исправления вам понадобится совет опытного
музыканта. Как бы то ни было, в таких делах хороший учитель всегда лучше книги.
Учебников существует великое множество. Списком таковых снабдит вас любой
солидный музыкальный магазин.
Должны ли учащиеся-пианисты пытаться сочинять музыку?
—
Можно ли мне, помимо занятий на
фортепиано, пытаться сочинять музыку, если я чувствую склонность к этому и
думаю, что обладаю для этого некоторым талантом?
—
Создавая что-либо, вы всегда
облегчите себе труд воссоздания, чем, по существу, и является исполнение
музыкального произведения. Поэтому я советую каждому, кто чувствует в себе
способность создать хотя бы скромную маленькую пьесу, попробовать свои силы на
этом поприще. Конечно, если вы можете написать только ту-степ, это еще не
значит, что вы сумеете воспроизвести сонату Бетховена; однако в сонате могут
оказаться мелкие детали, которые прояснятся в вашем сознании быстрее, если вам
придется иметь дело с техническим актом занесения на бумагу того, что создал
ваш ум; одновременно вы совершенно избавитесь от того чувства, будто каждое
новое произведение, к которому вы приступаете, является чем-то абсолютно
посторонним и чуждым.
|
|