Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ФРАЗИРОВКА

Не можете ли вы порекомендовать два-три лучших руководства по изучению гармонии?

  Учение о гармонии всегда одно и то же, но методы ее преподавания постоянно меняются и, надеюсь, улучшаются. По этой причине я несколько затрудняюсь рекомендовать в данное время учебники, по которым сам учился много лет тому назад, тем более, что не уверен, переведены ли они на английский язык. Поэтому я советую вам спросить об этом у какого-нибудь хорошего учителя гармонии или, в крайнем случае, в солидном музыкальном издательстве или магазине. Труды, написанные Э. Ф. Рихтером и Бусслером, отличаются признанными достоинствами, и хотя они далеко не новы, но вполне надежны для изучения.

Обучение модуляции

  Есть ли возможность по книге, без помощи учителя, научиться модуляциям настолько, чтобы суметь сыграть переход между двумя пьесами в различных тональностях?

  Да, возможность есть, но вероятности нет; ибо поскольку в ваших письменных упражнениях иногда, надо полагать, встретятся ошибки, вам понадобится, чтобы кто-нибудь отмечал их и, следовательно, указывал пути их исправления.

Вообще говоря, я не очень представляю себе изучение основ чего бы то ни было без помощи опытного консультанта.

Самостоятельное изучение контрапункта

— Можно ли изучать контрапункт без учителя, и если да, то какое вы порекомендовали бы для этого руководство?

—        Это вполне возможно, если вы уверены в том, что никогда не поймете вашего учебника превратно и никогда не допустите никаких ошибок. В противном случае для их исправления вам понадобится совет опытного музыканта. Как бы то ни было, в таких делах хороший учитель всегда лучше книги. Учебников существует великое множество. Списком таковых снабдит вас любой солидный музыкальный магазин.

Должны ли учащиеся-пианисты пытаться сочинять музыку?

  Можно ли мне, помимо занятий на фортепиано, пытаться сочинять музыку, если я чувствую склонность к этому и думаю, что обладаю для этого некоторым талантом?

  Создавая что-либо, вы всегда облегчите себе труд воссоздания, чем, по существу, и является исполнение музыкального произведения. Поэтому я советую каждому, кто чувствует в себе способность создать хотя бы скромную маленькую пьесу, попробовать свои силы на этом поприще. Конечно, если вы можете написать только ту-степ, это еще не значит, что вы сумеете воспроизвести сонату Бетховена; однако в сонате могут оказаться мелкие детали, которые прояснятся в вашем сознании быстрее, если вам придется иметь дело с техническим актом занесения на бумагу того, что создал ваш ум; одновременно вы совершенно избавитесь от того чувства, будто каждое новое произведение, к которому вы приступаете, является чем-то абсолютно посторонним и чуждым.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007