Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ФРАЗИРОВКА

  Есть ли какая-нибудь разница между трактовкой и rubato?

  Трактовка — это общее понятие, включающее применение всевозможных средств выражения, среди которых rubato играет довольно заметную роль. Оно является, так сказать, музыкальным пульсом играющего. Поскольку rubato подчинено трактовке, его функция и характер должны определяться ею.

ТРАКТОВКА

Различные трактовки могут быть по-своему правильными

  Может ли одна и та же фраза толковаться различными артистами по-разному и тем не менее быть в каждом случае по-своему правильной?

  Конечно. Но при условии, что данная трактовка — какова бы она ни была — сохраняет логическое взаимоотношение частей в построении фразы и выдерживается последовательно на протяжении всей пьесы. Насколько та или иная трактовка фразы совместима или не совместима с общим характером пьесы и как широки могут быть пределы этой свободы в трактовке — решит в каждом отдельном случае эстетическая подготовка и художественный вкус играющего.

С чего начинать — с трактовки или с техники?

   Начиная разучивать новую пьесу, нужно ли заняться вопросами трактовки сразу или только после технического овладения пьесой?

   Если только речь не идет о лице, очень опытном в чтении с листа, то вряд ли можно думать о вопросах трактовки, пока не приобретены технические средства выражения и необходимое общее представление о пьесе. Всегда лучше удостовериться сначала, что ноты как таковые и их метрические соотношения правильно прочтены и что технические трудности в значительной степени преодолены. После того как это сделано, следует определить, каков общий характер пьесы — драматический (трагический или примиренный), меланхолический, лирический, рапсодический, юмористический или переменчивый и т. п. Только после полного уяснения себе этого мы можем заняться зависящими от трактовки деталями.

СИЛА ПРИМЕРА

Слушание пьесы перед ее разучиванием

  Следует ли ученику перед разучиванием пьесы послушать ее в чьем-либо исполнении?

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007