Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ФРАЗИРОВКА
—
Есть ли какая-нибудь разница между
трактовкой и rubato?
—
Трактовка — это общее понятие,
включающее применение всевозможных средств выражения, среди которых rubato играет
довольно заметную роль. Оно является, так сказать, музыкальным пульсом
играющего. Поскольку rubato подчинено
трактовке, его функция и характер должны определяться ею.
ТРАКТОВКА
Различные трактовки могут быть по-своему правильными
—
Может ли одна и та же фраза
толковаться различными артистами по-разному и тем не менее быть в каждом случае
по-своему правильной?
—
Конечно. Но при условии, что
данная трактовка — какова бы она ни была — сохраняет логическое взаимоотношение
частей в построении фразы и выдерживается последовательно на протяжении всей
пьесы. Насколько та или иная трактовка фразы совместима или не совместима с
общим характером пьесы и как широки могут быть пределы этой свободы в трактовке
— решит в каждом отдельном случае эстетическая подготовка и художественный вкус
играющего.
С чего начинать — с трактовки или с техники?
—
Начиная разучивать новую пьесу,
нужно ли заняться вопросами трактовки сразу или только после технического
овладения пьесой?
—
Если только речь не идет о лице,
очень опытном в чтении с листа, то вряд ли можно думать о вопросах трактовки,
пока не приобретены технические средства выражения и необходимое общее
представление о пьесе. Всегда лучше удостовериться сначала, что ноты как
таковые и их метрические соотношения правильно прочтены и что технические
трудности в значительной степени преодолены. После того как это сделано,
следует определить, каков общий характер пьесы — драматический (трагический или
примиренный), меланхолический, лирический, рапсодический, юмористический или
переменчивый и т. п. Только после полного уяснения себе этого мы можем заняться
зависящими от трактовки деталями.
СИЛА ПРИМЕРА
Слушание пьесы перед ее разучиванием
—
Следует ли ученику перед
разучиванием пьесы послушать ее в чьем-либо исполнении?
|