Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ФРАЗИРОВКА
Правильная фразировка и ее назначение
— Можете ли вы дать музыканту-любителю краткое
определение фразировки и несколько советов, способствующих ее ясности?
— Фразировка — это рациональное разделение
музыкальных предложений с целью сделать их понятными. Она во многом
соответствует знакам препинания в литературе и в чтении вслух. Найдите начало,
конец и кульминационную точку фразы. Последняя приходится обыкновенно на самую
высокую ноту фразы, в то время как начало и конец фразы обыкновенно
обозначаются фразировочными лигами. Вообще говоря, восхождение мелодии
сочетается с нарастанием силы к кульминационной точке, откуда, в соответствии с
нотным рисунком, сила начинает убывать.
Для художественной фразировки крайне важно правильно
понять основное настроение пьесы, ибо это должно, естественно, повлиять на
исполнение каждой ее детали. Например, фраза, встречающаяся в сочинении
оживленного, взволнованного характера, должна быть передана совершенно иначе,
чем аналогичная фраза в медленном, мечтательном сочинении.
Не поднимайте кисти для обозначения паузы
—
Нужно ли отмечать паузу поднятием
кисти от запястья?
—
Ни в коем случае! Подобное
движение следует делать только при быстрых кистевых октавах или других двойных
нотах, когда предписано staccato. Нормальный
способ завершить фразу или, по вашему выражению, «отметить паузу» состоит в
том, чтобы снять руку с клавиатуры при совершенно расслабленном запястье так,
чтобы вся рука потянула вверх свободно висящую кисть.
RUBATO
Об игре rubato
—
Не могли бы вы рассказать мне о лучшем
способе исполнения rubato?
—
Художественные принципы, лежащие в
основе игры rubato, — это
хороший вкус и соблюдение художественных границ. Физический принцип —
равновесие. Время, которое вы отняли у одной фразы или части ее, нужно при
первой возможности добавить к другой с таким расчетом, чтобы время,
«украденное» (rubato) в одном
месте, было возмещено в другом. Эстетический закон требует, чтобы rubato ни в коем
случае не отражалось на суммарной временной протяженности музыкальной пьесы;
стало быть, оно может лишь колебаться в пределах того времени, которое было бы
затрачено, если бы пьеса игралась строго в такт.
|
|