Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ФРАЗИРОВКА

Правильная фразировка и ее назначение

— Можете ли вы дать музыканту-любителю краткое определение фразировки и несколько советов, способствующих ее ясности?

—       Фразировка — это рациональное разделение музыкальных предложений с целью сделать их понятными. Она во многом соответствует знакам препинания в литературе и в чтении вслух. Найдите начало, конец и кульминационную точку фразы. Последняя приходится обыкновенно на самую высокую ноту фразы, в то время как начало и конец фразы обыкновенно обозначаются фразировочными лигами. Вообще говоря, восхождение мелодии сочетается с нарастанием силы к кульминационной точке, откуда, в соответствии с нотным рисунком, сила начинает убывать.

Для художественной фразировки крайне важно правильно понять основное настроение пьесы, ибо это должно, естественно, повлиять на исполнение каждой ее детали. Например, фраза, встречающаяся в сочинении оживленного, взволнованного характера, должна быть передана совершенно иначе, чем аналогичная фраза в медленном, мечтательном сочинении.

Не поднимайте кисти для обозначения паузы

  Нужно ли отмечать паузу поднятием кисти от запястья?

  Ни в коем случае! Подобное движение следует делать только при быстрых кистевых октавах или других двойных нотах, когда предписано staccato. Нормальный способ завершить фразу или, по вашему выражению, «отметить паузу» состоит в том, чтобы снять руку с клавиатуры при совершенно расслабленном запястье так, чтобы вся рука потянула вверх свободно висящую кисть.

RUBATO

Об игре rubato

  Не могли бы вы рассказать мне о лучшем способе исполнения rubato?

  Художественные принципы, лежащие в основе игры rubato, — это хороший вкус и соблюдение художественных границ. Физический принцип — равновесие. Время, которое вы отняли у одной фразы или части ее, нужно при первой возможности добавить к другой с таким расчетом, чтобы время, «украденное» (rubato) в одном месте, было возмещено в другом. Эстетический закон требует, чтобы rubato ни в коем случае не отражалось на суммарной временной протяженности музыкальной пьесы; стало быть, оно может лишь колебаться в пределах того времени, которое было бы затрачено, если бы пьеса игралась строго в такт.

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007