Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ФРАЗИРОВКА

  Если воображение ученика нуждается в стимулировании, то ему следует перед разучиванием пьесы послушать ее в хорошем исполнении. Если же он попросту слишком ленив, чтобы разобраться в ритме, мелодии и т. п., и уповает на свою чисто подражательную способность, то ему не надо слушать пьесу; его нужно заставить мыслить и разбираться в ней самостоятельно.

 

ТЕОРИЯ

Зачем пианисту изучать гармонию

   Советуете ли вы обучающемуся игре на фортепиано изучать гармонию и контрапункт?

   Непременно. Чтобы проникнуть в музыкальную сущность исполняемых пьес, вы должны уметь проследить в них за развитием гармоний и понять контрапунктическую разработку их тем. Без знаний, приобретаемых в результате серьезного изучения гармонии и контрапункта, ваши музыкальные толкования будут чистыми домыслами, к тому же расплывчатыми и неопределенными.

Зачем так много различных тональностей?

—       Почему считается, что квинтовый круг включает в себя пятнадцать тональностей? Отчего бы не удовольствоваться двенадцатью и тем избежать их дублирования?

—        Теоретически, квинтовый круг содержит не пятнадцать, а двадцать пять тональностей; все они необходимы из-за многочисленных гармонических оборотов, встречающихся в современной музыке, которые нельзя было бы понятно изобразить без употребления тональностей с семью, восемью, девятью или больше диезами и бемолями. В противном случае нам пришлось бы так часто менять ключевые знаки, что это могло бы поставить в тупик даже самого квалифицированного в музыкальном отношении чтеца нот. Например, до-диез минор имеет лишь четыре диеза, между тем как тональность его доминанты (его ближайшая родственница) имеет их восемь.

 

Связь гармонии с фортепианной игрой

— Абсолютно ли необходимо для фортепианной игры изучение гармонии? Мой учитель требует, чтобы я это делал, но я не вижу в этом нужды. Какая польза от гармонии?

— Какая польза от общего образования, которое ребенок получает в школе? Чтобы хорошо играть па фортепиано, недостаточно обладать хорошими руками и упражняться определенное количество часов; для этого требуется общее музыкальное образование. Это означает, прежде всего, знание гармонии, которое вы впоследствии сможете дополнить изучением контрапункта и форм. Ваш учитель абсолютно прав.

Учебники гармонии

 

Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007