Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ФРАЗИРОВКА
—
Если воображение ученика нуждается
в стимулировании, то ему следует перед разучиванием пьесы послушать ее в
хорошем исполнении. Если же он попросту слишком ленив, чтобы разобраться в
ритме, мелодии и т. п., и уповает на свою чисто подражательную способность, то
ему не надо слушать пьесу; его нужно заставить мыслить и разбираться в ней
самостоятельно.
ТЕОРИЯ
Зачем пианисту изучать гармонию
—
Советуете ли вы обучающемуся игре
на фортепиано изучать гармонию и контрапункт?
—
Непременно. Чтобы проникнуть в
музыкальную сущность исполняемых пьес, вы должны уметь проследить в них за
развитием гармоний и понять контрапунктическую разработку их тем. Без знаний,
приобретаемых в результате серьезного изучения гармонии и контрапункта, ваши
музыкальные толкования будут чистыми домыслами, к тому же расплывчатыми и
неопределенными.
Зачем так много различных тональностей?
— Почему считается, что квинтовый круг включает
в себя пятнадцать тональностей? Отчего бы не удовольствоваться двенадцатью и
тем избежать их дублирования?
— Теоретически, квинтовый круг содержит не
пятнадцать, а двадцать пять тональностей; все они необходимы из-за
многочисленных гармонических оборотов, встречающихся в современной музыке,
которые нельзя было бы понятно изобразить без употребления тональностей с
семью, восемью, девятью или больше диезами и бемолями. В противном случае нам
пришлось бы так часто менять ключевые знаки, что это могло бы поставить в тупик
даже самого квалифицированного в музыкальном отношении чтеца нот. Например, до-диез
минор имеет лишь четыре диеза, между тем как тональность его доминанты (его ближайшая
родственница) имеет их восемь.
Связь гармонии с фортепианной игрой
— Абсолютно ли необходимо для фортепианной игры
изучение гармонии? Мой учитель требует, чтобы я это делал, но я не вижу в этом
нужды. Какая польза от гармонии?
— Какая польза от общего образования, которое ребенок
получает в школе? Чтобы хорошо играть па фортепиано, недостаточно обладать
хорошими руками и упражняться определенное количество часов; для этого
требуется общее музыкальное образование. Это означает, прежде всего, знание
гармонии, которое вы впоследствии сможете дополнить изучением контрапункта и
форм. Ваш учитель абсолютно прав.
Учебники гармонии
—
|