Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта маленькая книжка составлена из вопросов и моих ответов на них в том виде, в каком они печатались на протяжении прошедших двух лет в Ladies' Home Journal. Так как вопросы исходили большей частью от молодых учащихся-пианистов и затрагивали множество проблем, имеющих важное значение при занятиях на фортепиано, то думается, что настоящее издание может представить интерес для всех, кто учится игре на фортепиано вообще. Собранные в маленький томик, эти вопросы и ответы могут образовать новый и, быть может, небесполезный справочник. Чтобы книга эта могла служить таковой и чтобы облегчить читателю поиски той или иной проблемы, я сгруппировал вопросы вместе с ответами на них под соответствующими заголовками.

Вполне естественно, однако, что такого рода книжка не может содержать в себе ничего, кроме одних лишь советов, имеющих целью стимулировать индивидуальную мысль читателя. Поэтому фактические сведения, которые можно найти в книгах по истории музыки и в аналогичных работах, приводя их здесь только тогда, когда они необходимы в качестве основы для ответов. Никакое правило или совет, данные одному, не могут послужить кому-либо другому, если только не пройдут проверку собственным разумением и не подвергнутся таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного частного случая.

В дополнение к публикуемым вопросам и ответам имеются еще несколько о фортепианной игре, которые, естественно, не могли прийти в голову рядовому учащемуся. Возможность обсудить их здесь слишком благоприятна, чтобы ее можно было упустить, и так как они с трудом поддаются точной классификации, я попытаюсь изложить их здесь в виде краткого предисловия.

Сотни учащихся спрашивали меня в разное время: «Каков кратчайший путь стать большим пианистом?» Им я хочу сказать следующее: такой вещи, как устланная коврами дорога, фокус с секретом или патентованный способ, чтобы быстро сделаться большим артистом, не существует. Как мир состоит из атомов, как существуют бесконечно малые крупицы вещества, заставившие ученых вооружиться микроскопом, так и в искусстве содержится бесчисленное множество мелких, на вид не имеющих значения вещей, жестоко мстящих учащемуся за полное пренебрежение ими. Вместо того чтобы преждевременно заботиться о своем вдохновении, одухотворенности, гениальности, фантазии и т. д., пренебрегая материальной стороной фортепианной игры, учащийся должен продвигаться вперед «от атома к атому», медленно, осмотрительно, но с абсолютной уверенностью, что каждая проблема разрешена до конца, каждая трудность преодолена полностью, прежде чем он возьмется за следующую. Не бывает никаких скачков.

Бесспорно, иной раз случается, что артист внезапно приобретает широкую известность. В таком случае скачок состоял не в том, что артист стал великим, а лишь в признании этого публикой; он, вероятно, был уже таковым до того, как публика это признала. Если тут и имел место скачок, то он был совершен не артистом, а публикой.

Не будем закрывать глаза на тот факт, что бывали — и, вероятно, всегда будут — артисты, которые приобретают широкую известность, не являясь крупными величинами; реклама, подкрепленная некоторой личной эксцентричностью, вполне способна ввести в заблуждение публику, но, в лучшем случае, лишь на короткое время; падение же такой репутации, коль скоро оно должно произойти, всегда бесповоротно и представляет собой жалкое зрелище.

Пристальное внимание к деталям никак не может повредить живости ума и способности к полету мысли, столь необходимым как для творческого, так и для исполнительского искусства. Если внимание к деталям окажет пагубное воздействие на эти свойства, значит они не были подлинными, а представляли собой лишь сентиментальную игру воображения.

[1]234
Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007