М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев
|
К островам индийского океана
Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо.
Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г.
Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.
Сюрприз
по-малагасийски.
Уходим с Нуси-Бе
Обычный вопрос. Задает его
у матрос Анто-ненко, самый молодой член экипажа, 1961 года рождения. Это его
первый океанский рейс. У Николая светло-серые прозрачные глаза, русые волосы с
рыжинкой, не иначе как для солидности отпущены усы. Родился в Клинцах, под
городом Брянском, ни морей вблизи, ни океанов. Николай, как вы в
океан попали?
Был у меня друг, подался
он в Ленинград, в школу-мореходку, ну и я за ним. Ходил на судах по
Волго-Балту, на сухогрузах по Ладоге, был на Балтфлоте в морской пехоте
рулевым сигнальщиком. Хотелось, конечно, в большой океан выйти. На Курчатове
люди интересные, что ни спросишь — расскажут.
Вот я и вас спросить хочу:
в Нуси-Бе вы женщину на причале рисовали. А зачем? Чтобы просто похожа была?
Вопрос адресован у —
именно он рисовал малагасийку. Стройное тело задрапировано искусными складками,
несет на голове поклажу, не сгибая торса, не меняя осанки.
— Э-э, нет,—
вдохновляется . (Приятно
сеять разумное, доброе, вечное...).— Нет, похожа – это не главное. Вот Матисс
(Матисс — его любимый художник)... Матисс подчеркивал, что картина — это
предмет, созданный художником. Я создаю не женщину, а картину,— говорил этот
великий мастер. К картине нельзя под ходить как к двойнику модели, нужно
постигать внутреннюю сущность явлений. При этом картина должна быть целостной,
быть выстроена таким образом, чтобы к ней ничего нельзя было прибавить или
отнять от нее без ущерба для ее красоты. Понимаешь, если...
Николай честно старается
понять творческую концепцию Матисса. Художнику у приходится перейти на более
ясный язык:
— Ну, как бы это
объяснить. Давай загибай пальцы. Женщина несет на голове поклажу, несет, как
пушинку,— молодая, цветущая, как все вокруг... А теперь посмотрим иначе —
увидим землю, по которой идти и идти, подвижную тень, что следует по пятам,
почувствуем тяжесть ноши... Это ведь уже другой рассказ, верно? А может, тяжела
ли поклажа и далек ли путь, и не важно совсем? Важно, какой узор на шали,
какова прическа, что за браслеты на руках — это просто зарисовка будет, этнографическая
информация, и только.
Художник должен решить
цвет картины — в данном случае я имею в виду изображение на холсте: не зря
бытует выражение краски — это мысль. Известно, что Немирович-Данченко в
процессе работы над спектаклем обычно задавал сценографу вопрос: А какого цвета эта
картина? Делакруа утверждал, что цвет ничто сам по себе, если он не
соответствует сюжету и не усиливает воздействие картины на воображение.
Кстати, та женщина, малагасийка, несла корзину с фруктами, ты заметил? Так вот,
можно и на них главное внимание сосредоточить, передать сочность плодов. И
будет не о человеке рассказ — о фруктах, натюрморт, дары тропической земли.
Если я, художник, любуясь
женщиной, передам красоту лица, притененного ношей, цветное гармоничное пятно
шали, лиловые тени на смуглой шее и сгибе руки, как идет легко, на фоне синего
неба... Возьму сияющие краски...
А если нет сияющих красок?
— интересуется Николай.— Если только черный карандаш?
Тогда присмотрюсь,
постараюсь запомнить, сделаю набросок карандашом, чтобы не забыть. Или просто
запишу себе: Мал. шаль лил. зем. св. ел., а потом вспомню: малиновая шаль,
лиловая земля, свет слева... И буду работать по памяти, без модели.
А-а! — вежливо кивает
Николай.— Но вы на мой вопрос ответьте: трудно рисовать научиться? Вы знаете, я
освоил подводную съемку, очень красиво под водой, рыбы тебя с расстояния в
полметра как своего рассматривают, не боятся. Думаю, нет ничего красивее
коралловых рифов. Вот бы нарисовать! Научиться рисовать можно?
|