М.Л.Плахова
Б.В.Алексеев

К островам индийского океана

Книга заслуженных художников РСФСР М. Плаховой и Б. Алексеева рассказывает об их участии в экспедиции, организованной Академией наук СССР на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» от Калининграда вокруг Европы в Индийский океан (1983 г.). Авторы посетили Сейшельские острова, Мадагаскар, Маврикий, Африку и необитаемые острова в океане, в том числе Альдабру, Фаркуар, Визард групны Коемоледо. Новая книга, по существу, является продолжением предыдущей — «Океания далекая и близкая», вышедшей в 1981 г. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями авторов.

Сюрприз по-малагасийски. Уходим с Нуси-Бе

Через пару часов на корабль прибывают гости. Гроза, отбушевав, ушла за горизонт, крупные промытые звезды висят на бархате неба, мерцают лучистым светом ярче огоньков Эльвиля.

На борт поднимаются сотрудники станции, нарядные, торжественные, шорты сменены на европейский костюм. Знакомятся с лабораториями, беседуют с учеными, а затем отправляются в кают-компанию, где их с почетом усажи­вают за капитанский стол.

Бархатным голосом спикер приглашает всех членов экспедиции прибыть на вечер-встречу с малагасийцами. Предстоит небольшой концерт, который экспромтом обе­щают устроить гости. В программе песни и танцы.

— Я знаю, кто будет петь,— сообщает , приво­дя себя в парадный вид,— твой натурщик, веселый па­ренек.

Не знаю, как это удается, но предсказания ее всегда сбываются. В числе последних прибываем к месту сбора, зал полон. Уже поет, сопровождая песню оживленной мимикой, наш мальгаш своим приятным, чуть глуховатым голосом. Привычно аккомпанирует себе на гитаре, под­свистывает в такт мелодии. Если африканцы все рождают­ся танцорами, то малагасийцы — певцами и поэ­тами.

Переводчиков предостаточно, одна за другой льются сочиненные самим автором песни... О немом юноше, юно­ше, который был несчастен оттого, что не мог произнести имени своей любимой... О птице, поющей на рассвете... О человеке, оплакивающем любимую женщину... Песню о разлуке...

Напряженное лицо юноши. Упрямо нахмурены широкие брови, сосредоточен взгляд. Небрежно взлохмаченные смо­ляные кудри падают на лоб. Зачем плакать. Зачем обманывать, Твоя песня, моя песня Просто спой песню И все будет хорошо...

Одна мелодия сменяет другую, каждая — импровиза­ция.

Я успел переодеться в светлый, даже отглаженный костюм, жена моя высохла, из всклокоченных ветром волос соорудила прическу, сменила затертые брюки на нормаль­ное платье — словом, выглядим вполне прилично. Именно этим обстоятельством можно объяснить, что гости, с кото­рыми мы расстались на причале всего несколько часов назад, не узнают нас среди собравшихся.

Певец умолкает, делает долгую паузу и вопроситель­ным взглядом обводит присутствующих, будто кого-то ищет. Оказывается, сейчас он будет петь песню, которую посвящает... Марии, это и есть заготовленый нам сюрприз.

Имя Мария усваивается всеми без перевода, взгляды обращаются к польщенной Плаховой. Мальгаш наконец-то узнает ее среди публики и радостно кивает, сияя лицом и глазами.

• И в кают-компании Курчатова звучит протяжная, с повторами песня о том, как Мария и Борис были на прекрасном берегу Нуси-Бе. Предположение, что услы­шанные песни — плод импровизации, превращается в уве­ренность. Итак, они были на прекрасном берегу, но потом Мария скрылась (наверное, наблюдательный мой натур­щик имеет в виду ее таинственное исчезновение, когда, стараясь не привлекать внимания, отправилась она оку­нуться в воды Индийского океана). И Борис стал искать Марию (или наоборот), а потом благополучно нашел ее (или она его)... Теперь Мария вернулась на свой белый корабль (а куда же ей еще деться!..).

Этот трогательный несложный сюжет встречает горячее одобрение публики, щедро награждающей исполнителя рукоплесканиями. Очевидно считая меня обойденным му­зой, певец пытается восстановить справедливость и втол­ковать аудитории, как хорошо Борис сделал его портрет. Крепкая коричневая рука очерчивает круги вокруг ожив­ленного лица, завершая их жестом — поднятым большим пальцем как оценкой творческих возможностей художника.

Неутомимый юноша поет более часа, переходя от мелан­холичных песенок к задорным ритмам с гортанными вы­криками. Очень выразительна песенка О маленьком хули­гане, которого все награждали тумаками и подзатыльни­ками, а он просто был веселый мальчишка и очень любил людей.