Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ВДОХНОВЕНИЕ
В ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЕ
Соответствующие
изменения произойдут с туше и звуковыми красками.
Если же говорить о духовной стороне фортепианной
интерпретации, то она зависит от абсолютной свободы, от состояния духовной и
физической раскрепощенности, в которой находится исполнитель. Уверяю вас, я не
знаю заранее, как смогу сыграть пьесу, до тех пор пока не опробую помещение,
фортепиано, слушателей и себя самого. Может быть, я смогу держать все под
контролем и выразить себя с абсолютной свободой, а может быть и нет. Порою
кажется, что мне нечего сказать: ноты произведения все на месте, но это мертвый
скелет. Это напоминает изысканно сервированный стол, на котором отсутствуют
яства; и слушатель уходит с концерта голодным.
ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПИАНИСТОВ
Мне кажется, существуют две разновидности пианистов.
Большинство с похвальной точностью может овладеть каждой нотой, каждой
ремаркой; все у них продумано во время домашних занятий. Когда они появляются
перед публикой, то просто переносят свою концепцию в большее помещение, играя
так же, как играли бы дома. Они всегда стараются исполнять пьесу одинаково. Я
не верю, что это единственно верный путь. Я не умею так играть, и
мой учитель Рубинштейн — тоже: он никогда не играл пьесу одинаково.
Артисты другого рода — а таковых мало, уверяю вас, —
никогда не исполнят пьесу дважды одним и тем же образом. Они стремятся к такому
контролю, который дает им абсолютную свободу выражения. Они понимают, как много
факторов влияет на артиста на сцене — даже температура воздуха! Если я играю
«Аппассионату» в душный знойный день, страсти в ней могут быть несколько
приглушенными — не такими, как при более благоприятной температуре.
Конечно, у себя дома необходимо выработать общий план
трактовки, однако публичное исполнение может отличаться от него, включать
элементы импровизации. Это требует более высокого артистического мастерства,
поскольку такое исполнение — свободно, непринужденно, индивидуально
(разумеется, в определенных пределах).
При свободе интерпретации предполагается: сознание и
вкус артиста столь развиты, что он может положиться на свое минутное
вдохновение. Но за всем этим должен стоять логический план действий. Мне
кажется, я принадлежу к тому немногочисленному роду пианистов, которые,
поддавшись минутному вдохновению, играют импровизационно.
О РИСКЕ
Если вы хотите играть свободно и вдохновенно, вы
должны делать это смело и не тушеваться со стыдливостью и робостью, которые
являются серьезными недостатками. Иногда в обществе встречаются люди, все время
боящиеся попасть впросак; они ведут себя зажато и всех раздражают, помимо того
что доставляют большие неудобства самим себе. Исполнитель должен отбросить
всякий страх и рисковать всем! Он должен быть абсолютно свободен и открыт для
выражения эмоционального и духовного содержания музыки. Если удается, играя
произведение, импровизировать, кажется, что фортепиано перестает звучать как
фортепиано. Говорят, что у Рубинштейна инструмент звучал не по-фортепианному.
Поскольку вы слышали Рубинштейна, вы, наверное,
помните, как необычно звучал у него рояль — как совершенно другой инструмент
или как целый оркестр (вопреки множеству неверных нот). Когда он играл сам, он
брал много фальшивых нот, но в преподавании был очень точен и придирчив: он не
выносил «мазню» ни у учеников, ни в собственном показе, но, выступая перед
публикой, шел на риск. Он не беспокоился о фальшивых нотах, если только мог
донести эмоциональное состояние музыки самым захватывающим образом.
|
|