Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Маленькая книжка простых наставлений

  

Фортепианная игра

Ответы на вопросы о фортепианной игре

ВДОХНОВЕНИЕ В ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЕ

Я слышал Рубинштейна на его последнем берлинском концерте. Рядом со мной сидел МошковскиЙ. Рубинштейн, играя свой Вальс-каприс, промахнулся во всех предательских скачках, кроме одного. Когда же он взял единственный раз верную ноту, Мошковский повернулся ко мне и прошептал: «Это простительно, потому что он больше не видит».

МЕТРОНОМ

Я вижу, мистер Гофман, у вас тут стоит метроном. Судя по одному из ваших ответов на вопросы в Ladies' Home Journal, вы не одобряете этот прибор.

Это недоразумение. Без метронома не обойтись — это полисмен! Должно быть, я сказал, что нельзя играть под метроном, потому что таким образом нельзя приобрести подлинное чувство ритма. Но я никогда не говорил, что метрономом нельзя пользоваться, напротив — он необходим, ибо дает верный образ темпа. В этом качестве я часто его применяю.

 

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА

— Что я думаю о современной музыке? Некоторые произведения — это просто кривлянье, например Стравинский и Шёнберг. Но на такую музыку нынче большой спрос — по прихоти, из любопытства, если не по какой-то иной причине. Если кто-нибудь падает на улице в припадке, люди собираются вокруг поглазеть, что случилось. И что они видят? — судороги! Балет Стравинского, недавно прошедший тут, был великолепен по краскам, движению и ансамблю, но музыка — опять-таки одно кривлянье.

ФОРТЕПИАНО КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ

Абсолютным контролем над всеми исполнительскими средствами может обладать не только пианист, но и флейтист, скрипач или виолончелист. Им должен обладать любой музыкант, чья исполнительская трактовка рождается импровизационно.

Фортепиано — это универсальный, совершенно самостоятельный инструмент. Все остальные, даже голос, требуют аккомпанемента, или во всяком случае аккомпанемент улучшает их звучание. Лишь пианист стоит в гордом одиночестве и контролирует все. Ему подвластна передача любого чувства, даже чувства деспотизма. Мы часто говорим: «фортепиано выражает», хотя прекрасно знаем, что без пианиста оно ничего не может. Если в нашей душе живет много чувств и мы обладаем способностью выразить их, фортепиано выполнит наш приказ.

ИГРА С ОРКЕСТРОМ

Как жаль, что вы даете в Нью-Йорке лишь один сольный концерт за сезон.

Но я играю здесь несколько раз с оркестром. У вас в Америке хорошие оркестры. Сопровождая солиста, оркестр берет на себя роль аккомпаниатора, и дирижер, который им управляет, должен на время стушеваться. Дирижер Нью-Йоркского симфонического оркестра умеет это делать. После пяти или шести совместных выступлений мы с ним пришли к полному согласию.

123[4]5
Наши друзья
 
 

Москва, Издательский дом Классика-XXI, 2007