Фортепианная игра
Ответы на вопросы о фортепианной игре
ВДОХНОВЕНИЕ
В ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЕ
Я слышал Рубинштейна на его последнем берлинском
концерте. Рядом со мной сидел МошковскиЙ. Рубинштейн, играя свой Вальс-каприс,
промахнулся во всех предательских скачках, кроме одного. Когда же он взял
единственный раз верную ноту, Мошковский повернулся ко мне и прошептал: «Это
простительно, потому что он больше не видит».
МЕТРОНОМ
—
Я вижу, мистер Гофман, у вас тут
стоит метроном. Судя по одному из ваших ответов на вопросы в Ladies'
Home Journal, вы не одобряете этот прибор.
—
Это недоразумение. Без метронома
не обойтись — это полисмен! Должно быть, я сказал, что нельзя играть под
метроном, потому что таким образом нельзя приобрести подлинное чувство ритма.
Но я никогда не говорил, что метрономом нельзя пользоваться, напротив — он
необходим, ибо дает верный образ темпа. В этом качестве я часто его применяю.
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА
— Что я думаю о современной музыке? Некоторые
произведения — это просто кривлянье, например Стравинский и Шёнберг. Но на
такую музыку нынче большой спрос — по прихоти, из любопытства, если не по
какой-то иной причине. Если кто-нибудь падает на улице в припадке, люди
собираются вокруг поглазеть, что случилось. И что они видят? — судороги! Балет
Стравинского, недавно прошедший тут, был великолепен по краскам, движению и
ансамблю, но музыка — опять-таки одно кривлянье.
ФОРТЕПИАНО КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ
Абсолютным контролем над всеми исполнительскими
средствами может обладать не только пианист, но и флейтист, скрипач или виолончелист.
Им должен обладать любой музыкант, чья исполнительская трактовка рождается
импровизационно.
Фортепиано — это универсальный, совершенно
самостоятельный инструмент. Все остальные, даже голос, требуют аккомпанемента,
или во всяком случае аккомпанемент улучшает их звучание. Лишь пианист стоит в
гордом одиночестве и контролирует все. Ему подвластна передача любого чувства,
даже чувства деспотизма. Мы часто говорим: «фортепиано выражает», хотя
прекрасно знаем, что без пианиста оно ничего не может. Если в нашей душе живет
много чувств и мы обладаем способностью выразить их, фортепиано выполнит наш
приказ.
ИГРА С ОРКЕСТРОМ
—
Как жаль, что вы даете в Нью-Йорке
лишь один сольный концерт за сезон.
—
Но я играю здесь несколько раз с
оркестром. У вас в Америке хорошие оркестры. Сопровождая солиста, оркестр берет
на себя роль аккомпаниатора, и дирижер, который им управляет, должен на время
стушеваться. Дирижер Нью-Йоркского симфонического оркестра умеет это делать.
После пяти или шести совместных выступлений мы с ним пришли к полному согласию.
|
|